19-1426775924Прокуратура пытается замедлить рост цен на товары.

Цены растут не по дням, а по часам. И зарплаты уже не хватает. У большинства из нас пропала уверенность в завтрашнем дне, всё чаще возникает мысль: «Где найти дополнительный заработок?»

Дорожает всё: электроэнергия, газ, услуги ЖКХ, продукты питания… По информации Роскомстата, рост цен за год на продукты составляет 45 процентов. Абсолютным рекор­дсменом в этой гонке стал сахар. За год его цена выросла на 67,9 про­цента. На втором месте крупы – 45 процентов. На 40,7 процента подо­рожали овощи и фрукты, рыба – на 25,8, мясо – на 24, лекарства – на 20,2. Если текущие темпы инфля­ции сохранятся, товары и услуги в этом году подорожают в среднем в полтора раза. Страна находится на пороге гиперинфляции.

Разумеется, в этой ситуации в правительстве не исключают вве­дения ценового регулирования. Поэтому-то в конце января к це­новому контролю были привлече­ны прокуроры. «Учитывая непро­стую экономическую обстановку, вы должны помогать отслеживать процесс ценообразования на то­пливо, продукты питания, лекар­ства», – поставил им задачу глава администрации президента Сер­гей Иванов. А генпрокурор страны для проведения столь масштабной проверки предписал им сравни­вать цены поставки и на полке в ди­намике, запрашивать таможенные декларации, товарно-сопроводи­тельную документацию, сверяться с кодами ТН ВЭД Таможенного союза и прочими и предупредил о «недо­пустимости формального подхода».

И тогда, игнорируя законы рын­ка, «люди в синем» попытались за­медлить «необоснованное» уско­рение инфляции. Но наказать супермаркеты за дорогое продо­вольствие у них не получилось – закон о торговле не ограничивает стоимость товаров. Предпринима­тели имеют право устанавливать любой ценник на продукты, если это не детское питание, на кото­рое утверждён предельный раз­мер торговой надбавки – 25 про­центов. Так что пока у прокуроров нет законодательной базы для того, чтобы наказывать магазины за рост цен. В случае картельного сговора в дело вмешается ФАС. Но антимоно­польное ведомство молчит. Значит, в розничной торговле нет масштаб­ных нарушений. Правоохранитель­ные органы получат основания для вмешательства, если только госу­дарство законодательно ограничит стоимость продуктов. Вполне веро­ятно, что прокурорские проверки и были нужны для прощупывания почвы: проверить реакцию бизне­са на усиление административного давления. Но всё же проверки мага­зинов сотрудниками региональных прокуратур показали, что наруше­ния есть. Например, в двух областях – Татарстане и Удмуртии – право­охранительные органы подозрева­ют компании в ценовом сговоре. Там обнаружили, что в нескольких местных сетях почти одновремен­но значительно поднялись цены на яйца, сахар, гречневую крупу, капу­сту и прочие продукты. Таким обра­зом, имеются основания полагать наличие антимонопольного сгово­ра между этими хозяйствующими субъектами.

Выяснили механизм ценообра­зования на социально значимые товары и детское питание в тор­говых сетях и башкирские проку­роры. Они выявили, что рознич­ные продавцы подняли цены на эти товары в пределах 20-25 про­центов. Однако у ряда магазинов рост цен достиг 100 процентов. К примеру, в магазине «Йомарт—7» (г. Уфа) стоимость детского пита­ния выросла на 110 процентов. По данному факту возбудили ад­министративное дело по статье «Нарушение порядка ценообра­зования». Аналогичные наруше­ния допущены в розничных се­тях «О`кей», «Ярмарка», «Альдо» и других магазинах.

Прокуроры также обнаружили случаи обмана потребителей при установлении цен на товары. Так, в одном из магазинов стоимость продуктов, указанная на ценни­ках, была ниже оплачиваемой на кассе. В связи с этим прокуратура возбудила в отношении предпри­нимателя административное дело по статье «Обман потребителей». Отдельным пунктом проверки ста­ли яйца. Как оказалось, в Уфе цены на них необоснованно завышены. В целом, по итогам проверки вы­явлено более 50 нарушений зако­нодательства.

А вот результаты участия в фе­деральном рейде нашей го­родской прокуратуры, которая проверила крупных товаропро­изводителей и предприятия оп­товой торговли продовольствен­ных товаров. Выяснилось, что ООО «Регион М» реализует масло сли­вочное «Крестьянское», 72,5 про­цента жирности, доводя надбав­ку до 41,6 процента. В остальных проверяемых организациях торго­вая надбавка на реализуемый то­вар составила от 18 до 35 процен­тов, что объясняется повышением цен поставщиками продукции.

Особо тщательно была про­ведена проверка ценообразова­ния в ООО «Башкирский пищевой комбинат», крупном производи­теле муки, круп, макарон. Оказа­лось, БПК с августа прошлого года по февраль текущего цены на муку повысил с 15,5 рубля до 22, 5 ру­бля, на макароны с 18,5 рубля до 25, на пшено с 18,5 до 24 рублей. Объясняется повышение ростом цен на энергоносители. А вот повы­шение цены на гречневую крупу с 17 рублей за килограмм до 45 вы­звано, так объяснили в БПК, повы­шением цен поставщиками. Как со­общает прокуратура, проведение проверочных мероприятий будет продолжено.

То, что следить за ценами дове­рили прокурорам, говорит об од­ном – нужно изменить закон и вве­сти госрегулирование цен. Данная мера – одна из самых действенных. Но для её реализации потребует­ся создание специализированной структуры мониторинга, а значит, нужны средства и время, соответ­ственно, вряд ли эта мера будет использована. Есть, как утвержда­ют эксперты, более десятка путей оставить разогнавшуюся инфля­цию. Кое-что уже было испробо­вано, например, повышение Цен­тробанком ключевой ставки до 17 процентов. Во всём мире это самый распространённый метод борьбы с ростом цен и самый действенный. Однако ожидаемого результата у нас не было, инфляция разогналась на высоком потребительском спро­се. В декабре 2014-го люди трати­ли все сбережения на холодильни­ки, телевизоры, автомобили, чтобы скинуть обесценивающиеся рубли. Другой путь придержать рост цен – вернуться к поддержке курса ру­бля, что позволит остановить подо­рожание импортных товаров. Но и это для нас не приемлемо, вряд ли правительство пойдет на истоще­ние золотовалютного резерва го­сударства. А вот самый непопуляр­ный вариант, пожалуй, попробует – подождёт, пока доходы населе­ния снизятся. Это автоматически охладит потребительскую актив­ность и собьёт инфляцию. На деле, это будет выглядеть примерно так: огурцы за 210 рублей обнищав­ший народ не станет покупать, они сгниют и их выбросят. Новый за­воз будет дешевле. Я уже видела, как работники одной из торговых сетей ящиками выносили сгнив­шие мандарины. За нормальные цены в магазинах придётся запла­тить падением уровня жизни. Кста­ти, Минфин уже предложил отка­заться от индексации социальных выплат и зарплат бюджетников в текущем году, с тем чтобы, с одной стороны, облегчить бюджет текуще­го и последующих годов, а с другой стороны – не стимулировать допол­нительное потребление, дополни­тельный спрос, в том числе на им­портные товары.

В общем, выход из кризиса один: потуже затянуть пояса и сократить потребительскую активность, а еще вспомнить заброшенные сады-ого­роды. Кстати, через месяц уже кра­пива поспеет. Её, как шутил мэр Во­логды, вполне можно употреблять в пищу в тяжёлые времена.

Подготовила Лилия АБЗАЛИЛОВА.

19-14267759241P.S. А в это время, 61 год назад, правительство, к великой радости населения, объявило об очередном снижении цен на товары. Читай­те архивный но­мер газеты, публикуемый в рамках празднования 80-летия нашего из­дания.

Источник: «Кумертауское время»

Комментарии:

Пётр 1
Политика Беляева к этому и ведет - два торговца на одного работягу, а торговцы тоже кусять хотють, так вот и грабють народ.
Rus
Особо восхитила цена снижения на бензин: 44,5 %. Хотя в то время у населения машин мало было, так что плюс в большинстве был для народного хозяйства
Обсудить новость на форуме