26-1427351024В Кумертау уже 30 лет существует опытное конструкторское бюро (ОКБ) «Роторфлай», изготавливающее сверхлёгкие летательные аппараты. Должно быть, каждому жителю нашего города не раз доводилось видеть в небе мотодельтаплан и слышать специфический звук его мотора. Именно о сверхлёгких воздушных судах у нас и пойдёт сегодня речь. Но для начала давайте узнаем, что же из себя представляет сверхлёгкая авиация и насколько значимо её развитие в современном обществе. Об этом нам рассказал генеральный директор ОКБ «Роторфлай» Виктор Константинович Хрибков:

– Под самим понятием «сверхлёгкая авиа­ция» подразумеваются одно- , двухместные лета­тельные аппараты, со взлётным весом не более 495 кг. К ним относятся дельтапланы и безмо­торные парапланы, мотопарапланы и дельталё­ты, ультралёгкие самолёты и сверхлёгкие вер­толёты… Доступ к управлению сверхлёгким летательным аппаратом не требует какого-ли­бо специального обучения – достаточно пройти определённый курс инструкторской подготов­ки. Сертификат лётной годности можно полу­чить в региональном Воздушном управлении, которое также сертифицирует и ежегодно про­водит освидетельствование воздушных судов (например, как и техосмотр на автомобиль). На сегодняшний день сверхлёгкая авиация счита­ется самой массовой и доступной во всём мире.

Опытное конструкторское бюро (ОКБ) «Ро­торфлай» было организовано в 1985 году при КумАПП как клуб дельтапланеристов – в то вре­мя дельтапланеризм был очень популярный и модный вид спорта. Но постепенно дельтапла­ны были вытеснены дельталётами, которые от первых отличаются наличием открытой двух­местной кабины с мотором и колёсами. Спро­ектированные в «Роторфлай» дельталёты – бо­лее 130 экземпляров – успешно участвовали в спортивных соревнованиях и впоследствии были проданы. И если безмоторная сверхлёг­кая авиация – это по большей части спорт и развлечение, то моторизированные сверхлёг­кие воздушные суда получили в свою очередь широкое прикладное значение. Кроме того, что простейший двухместный мотодельтаплан удо­бен для экскурсионных работ, он оказался в не­малой степени востребован в сельском хозяй­стве: 70% авиахимических работ на сегодня в России выполняет именно сверхлёгкая авиа­ция. «Роторфлай» также доводилось изготавли­вать подобные специализированные мотодель­тапланы, и только в одну Оренбургскую область их было продано порядка 40 экземпляров.

26-1427351086В дальнейшем ОКБ «Роторфлай» были спро­ектированы ультралёгкие самолёты, так как у мотодельтапланов имелся один существенный недостаток – открытая кабина, что не позво­ляло эксплуатировать воздушное судно всесе­зонно. Сверхлёгкий самолёт полностью исклю­чал подобную проблему в использовании. При этом строительные материалы оставались теми же, что и при строительстве мотодельтаплана: основной каркас сделан из дюралевых труб, а обшивка – из ткани на основе лавсана, кото­рой обтягиваются крылья самолёта. Все эти ма­териалы доступны, просты, и самолёты весьма ремонтопригодны. Таким образом, выпуская по 5-6 самолётов в год, на сегодняшний день их изготовили 55 экземпляров. В основном, по­добная воздушная техника пользуется спросом у частных лиц, но есть также и некоторые фир­мы, видящие в этом изделии выгодные для себя преимущества: лучшей машины для патрулиро­вания и лесозащиты не найти. И ещё: несмотря на то, что в самолёте стоит настоящий авиаци­онный двигатель, работает он на самом обыкно­венном автомобильном бензине. Расходы не­большие – 8-10 литров в час (расход в авиации высчитывают не в километрах, а в часах).

Далее мы прошли по производственным участкам, чтобы поближе ознакомиться с тем, как «рождаются» сверхлёгкие воздушные маши­ны. Швейный участок: здесь изготавливают об­шивки на самолёты, дельталёты, а также шьют кресла и чехлы. Сварочный участок: за счёт уникального сварочного аппарата, который мо­жет сваривать как нержавейку, так и цветные металлы, производятся трубные каркасы для сверхлёгкой воздушной техники. Здесь же на­ходится и огромный токарный станок. Затем по­сетили участок «неметаллов» (нам так пояснили), где изготавливают стеклопластиковые корпу­са кабин, а также выдувают лобовые и прочие кабинные стёкла. Рядом располагаются элек­тронщики, проектирующие всё электрообе­спечение машин, и в частности, – приборную доску вертолёта, которая выдаёт пилоту инфор­мацию по контролю за полётом. Конструктор­ское бюро (КБ): чистое, аккуратное помещение, где расположены компьютеры. Именно здесь производятся все расчёты на прочность, рас­чёты аэродинамики… Но главная задача одна – сконструировать все стержни и детали верто­лёта, чтобы они сложились в одно, туда поме­стился двигатель, сел человек и машина взмы­ла в воздух.

«Сегодня главным нашим изделием, – про­должает Виктор Хрибков, – занимающим 90% времени и сил, является новый проект – сверх­лёгкий вертолёт. Главный вдохновитель и иде­олог этого вертолёта – Борис Яковлевич Под­небесный, который отработал на КумАПП без малого 40 лет и является главным конструкто­ром ОКБ «Роторфлай». Знающий все тонкости соосного вертолёта, все камовские разработки, в том числе и их слабые места, он не один год вынашивал идею принципа устройства колонки и системы управления. Пять лет велось проекти­рование и изготовление первого экземпляра, и изначально в этом было достаточно много со­мнений, ведь это был абсолютно новый, ни на что не похожий, не имеющий в мире никакого аналога и прототипа проект. И вот в 2005 году состоялся первый испытательный взлёт сверх­лёгкого вертолёта. Неожиданно, даже для са­мих проектировщиков, вертолёт получился просто уникальным: он оказался самым лёгким из всех сверхлёгких двухместных вертолётов (275 кг), самым бесшумным, самым манёврен­ным, имеющим двигатель в 100 л/с и расходую­щим топливо 14-15 л/ч (ближайший конкурент расходует 38 л/ч авиационного топлива!), он оказался уникально прост в управлении.»

С новым сверхлёгким вертолётом «Ро­торфлай» принимал участие на всех авиаса­лонах, побывал на презентации в Германии, Корее, прекрасно зарекомендовал себя в Ки­тае и имеет много дипломов, грамот и наград. Всего было проведено 48 презентаций и по­казательных полётов, и только здесь, в Кумер­тау, было принято 12 иностранных делегаций. В результате этого, нашим авиаторам удалось на взаимовыгодных условиях заинтересовать в производстве сверхлёгкого вертолёта инве­сторов из Китая: в Кумертау был построен но­вый производственный цех, и в этом году за­планировано создать лётно-испытательную базу в Куюргазинском районе. Также в этом году намечено сделать первые пять вертолё­тов для продажи.

ОКБ «Роторфлай» имеет лицензию на право разработки и производство опытных образцов летательных аппаратов. В фирме трудятся 32 человека. К ним относятся как опытные работ­ники, всю жизнь посвятившие авиастроению, так и молодые успешные специалисты, преиму­щественно выпускники УГАТУ.

Андрей КОМЛЕВ.
Фото автора.

Источник: «Кумертауское время»
Обсудить новость на форуме