
– Под самим понятием «сверхлёгкая авиация» подразумеваются одно- , двухместные летательные аппараты, со взлётным весом не более 495 кг. К ним относятся дельтапланы и безмоторные парапланы, мотопарапланы и дельталёты, ультралёгкие самолёты и сверхлёгкие вертолёты... Доступ к управлению сверхлёгким летательным аппаратом не требует какого-либо специального обучения – достаточно пройти определённый курс инструкторской подготовки. Сертификат лётной годности можно получить в региональном Воздушном управлении, которое также сертифицирует и ежегодно проводит освидетельствование воздушных судов (например, как и техосмотр на автомобиль). На сегодняшний день сверхлёгкая авиация считается самой массовой и доступной во всём мире.
Опытное конструкторское бюро (ОКБ) «Роторфлай» было организовано в 1985 году при КумАПП как клуб дельтапланеристов – в то время дельтапланеризм был очень популярный и модный вид спорта. Но постепенно дельтапланы были вытеснены дельталётами, которые от первых отличаются наличием открытой двухместной кабины с мотором и колёсами. Спроектированные в «Роторфлай» дельталёты – более 130 экземпляров – успешно участвовали в спортивных соревнованиях и впоследствии были проданы. И если безмоторная сверхлёгкая авиация – это по большей части спорт и развлечение, то моторизированные сверхлёгкие воздушные суда получили в свою очередь широкое прикладное значение. Кроме того, что простейший двухместный мотодельтаплан удобен для экскурсионных работ, он оказался в немалой степени востребован в сельском хозяйстве: 70% авиахимических работ на сегодня в России выполняет именно сверхлёгкая авиация. «Роторфлай» также доводилось изготавливать подобные специализированные мотодельтапланы, и только в одну Оренбургскую область их было продано порядка 40 экземпляров.

Далее мы прошли по производственным участкам, чтобы поближе ознакомиться с тем, как «рождаются» сверхлёгкие воздушные машины. Швейный участок: здесь изготавливают обшивки на самолёты, дельталёты, а также шьют кресла и чехлы. Сварочный участок: за счёт уникального сварочного аппарата, который может сваривать как нержавейку, так и цветные металлы, производятся трубные каркасы для сверхлёгкой воздушной техники. Здесь же находится и огромный токарный станок. Затем посетили участок «неметаллов» (нам так пояснили), где изготавливают стеклопластиковые корпуса кабин, а также выдувают лобовые и прочие кабинные стёкла. Рядом располагаются электронщики, проектирующие всё электрообеспечение машин, и в частности, – приборную доску вертолёта, которая выдаёт пилоту информацию по контролю за полётом. Конструкторское бюро (КБ): чистое, аккуратное помещение, где расположены компьютеры. Именно здесь производятся все расчёты на прочность, расчёты аэродинамики... Но главная задача одна – сконструировать все стержни и детали вертолёта, чтобы они сложились в одно, туда поместился двигатель, сел человек и машина взмыла в воздух.
«Сегодня главным нашим изделием, – продолжает Виктор Хрибков, – занимающим 90% времени и сил, является новый проект – сверхлёгкий вертолёт. Главный вдохновитель и идеолог этого вертолёта – Борис Яковлевич Поднебесный, который отработал на КумАПП без малого 40 лет и является главным конструктором ОКБ «Роторфлай». Знающий все тонкости соосного вертолёта, все камовские разработки, в том числе и их слабые места, он не один год вынашивал идею принципа устройства колонки и системы управления. Пять лет велось проектирование и изготовление первого экземпляра, и изначально в этом было достаточно много сомнений, ведь это был абсолютно новый, ни на что не похожий, не имеющий в мире никакого аналога и прототипа проект. И вот в 2005 году состоялся первый испытательный взлёт сверхлёгкого вертолёта. Неожиданно, даже для самих проектировщиков, вертолёт получился просто уникальным: он оказался самым лёгким из всех сверхлёгких двухместных вертолётов (275 кг), самым бесшумным, самым манёвренным, имеющим двигатель в 100 л/с и расходующим топливо 14-15 л/ч (ближайший конкурент расходует 38 л/ч авиационного топлива!), он оказался уникально прост в управлении.»
С новым сверхлёгким вертолётом «Роторфлай» принимал участие на всех авиасалонах, побывал на презентации в Германии, Корее, прекрасно зарекомендовал себя в Китае и имеет много дипломов, грамот и наград. Всего было проведено 48 презентаций и показательных полётов, и только здесь, в Кумертау, было принято 12 иностранных делегаций. В результате этого, нашим авиаторам удалось на взаимовыгодных условиях заинтересовать в производстве сверхлёгкого вертолёта инвесторов из Китая: в Кумертау был построен новый производственный цех, и в этом году запланировано создать лётно-испытательную базу в Куюргазинском районе. Также в этом году намечено сделать первые пять вертолётов для продажи.
ОКБ «Роторфлай» имеет лицензию на право разработки и производство опытных образцов летательных аппаратов. В фирме трудятся 32 человека. К ним относятся как опытные работники, всю жизнь посвятившие авиастроению, так и молодые успешные специалисты, преимущественно выпускники УГАТУ.
Андрей КОМЛЕВ.
Фото автора.
Новости Кумертау