М.Г. РахимовНаделало много шуму в России интервью М.Г. Рахимова газете «Московский комсомолец», опубликованное 4 июня текущего года. Автор Михаил Ростовский озаглавил его «Диссидент Республики Башкортостан» и прокомментировал следующим образом: «Новый яростный обличитель появился у путинской вертикали власти, партии «Единая Россия» и политической страны в целом; на сей раз в этой роли выступил не какой-нибудь последователь Немцова, Каспарова или Касьянова, а плоть от плоти нынешнего российского истеблишмента: бессменный лидер Башкирии с 1990 года, один из крестных отцов «Единой России» Муртаза Рахимов».

Так какие же суждения Президента Республики Башкортостан оказались не по нраву политической и журналистской элите России? Попытаемся их выделить.

О так называемой «националистической карте»
Я всегда заявлял, что многонациональность – это благо. У нас одна треть семей живет в смешанных браках. Мы даже преподавание ведем на четырнадцати языках. Да, я выступаю категорически против действий министра Фурсенко, отменившего национальный компонент образования. Но опять же – при чем здесь национализм? Мы же не требуем, чтобы все в республике изучали башкирский язык, – только по желанию. Но я хочу, чтобы башкиры, татары, чуваши, марийцы, все другие имели право и возможность изучать свой язык, культуру, обычаи, традиции. Что в этом криминального?

О централизации власти
Вредны любые перекосы – и в сторону излишней регионализации, и в сторону излишней централизации. Сейчас мы наблюдаем именно второй вариант. Смысл федерализма – в компромиссах между центральной властью и регионами. Я считаю неправильным, например, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств заменяются на присланных из центра. Без России Башкирии нет. Но и без Башкирии России тоже нет. Россия – федеративное государство, а его основу заложили в том числе и мы, образовав в свое время первую российскую автономию.

Об экономике страны
Мы все знаем, что живем за счет нефти, газа, металла. Структуру экономики надо так изменить, чтобы мы все сами делали, а не импортировали. Если у нас сегодня все отрасли экономики были бы конкурентоспособны, никакие кризисы нас бы в такой степени не коснулись. После кризиса 1998 года никто экономику России так и не поднял. Уровень жизни поднялся только за счет удорожания нефти. Мы перспективой не занимаемся. Сегодня, пока есть нефть, газ – щеки надуваем. А дальше что будем делать? Когда у страны было 100 миллиардов долларов долгов, все валили на «тяжелое наследие СССР». Сегодня объем корпоративной задолженности близок к 500 миллиардам долларов. В этой-то катастрофе кто виноват?

О демократии
Но меня очень беспокоит, что страна постепенно отходит от процессов демократизации. Возьмем Госдуму. Разве это парламент? Стыдно смотреть! Население же смеется! Ведь сейчас у нас по сути однопартийная система. При этом избиратели не знают, кого они избирают. А депутатам руководители фракций говорят: «Если ты нам не понравишься, мы тебя отчислим!» Что же это такое? Должно же быть хоть какое-то уважение! И очень плохо, что все контролирует одна партия. Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали.

О наследниках
Опять намекаете на долгий срок моей работы? А за что меня выгонять? За хорошую работу? За то, что республика созидает, работает? Вы можете к нам в республику с любой стороны въехать и сразу понять, что вы именно в Башкирии. Преемника пока не наметил. Успею еще. У меня ведь срок заканчивается в октябре 2011 года. Кто после этого станет новым главой Башкирии? Как Президент России скажет, так и будет. Однако кандидатуры Урала и Сарбаева я сегодня абсолютно исключаю. У нас же 40% населения живет в селе, а Урал – чисто городской человек. Он никогда не занимался и не стремился заниматься чисто хозяйственными делами. Он прекрасный менеджер, пусть и работает в своей сфере. Что же до Сарбаева, то он энергичен, хорошо себя показал и как глава района, и как министр. Но лидером республики может быть только человек, к которому есть большое доверие. А Сарбаев только начал работать. Время покажет. Добавлю к этому только одно. Человека извне республика не примет.

Как видим, суждения, критические замечания достаточно суровые. Некоторым оппозиционерам есть повод и злорадствовать, и с нетерпением ждать, что будет с Рахимовым? Старшее поколение помнит, как в свое время Политбюро ЦК КПСС расправилось с Ельциным за его выступление на пленуме с критикой менее внятной и более мягкой. Но сейчас времена другие. Злорадствующие вряд ли дождутся каких-то конкретных действий центральной власти в отношении Президента Башкортостана. Правда глаза колет, но все-таки это правда. Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев вот что сказал по этому поводу: «В принципе, что сказал Рахимов… это то, о чем сегодня говорят на кухне, в пивной или за столом чиновники собираются, и я слышал кучу таких разговоров от самых разных лиц. Невозможно иметь партию и парламент без дискуссии».

Подготовил к публикации Закир АКБЕРОВ.

Комментарии

С граничащими областями отличие не очень сильное, но вот в целом по России — да. Для этого достаточно проехать на поезде и посмотреть на российскую глубинку.

Sunshine28a67:

«Вы можете к нам в республику с любой стороны въехать и сразу понять, что вы именно в Башкирии.»
Непонятно, что он имеет ввиду. Как въезжающий сразу может понять, что он уже в Башкирии? Все дорожные знаки на башкирском? Все рекламные щиты на башкирском, все указатели населённых пунктов и пр. на башкирском? Или все вокруг говорят только на башкирском?
Или территория Башкирии очень сильно отличается красотой и ухоженностью от граничащих с ней областей?

Добавить комментарий