Производство одного вертолета – технически сложный процесс, который делится на множество мелких этапов. Каждый цех авиационного завода выполняет свою часть технологической цепочки. Где-то делают детали, а где-то узлы и агрегаты будущей винтокрылой техники, которые затем поступают в цех окончательной сборки на поточную стендовую линию.
Здесь краны подвешивают лопасти, двигатели, устанавливают колеса, оперение, дополнительное оборудование и отлаживают его согласно требованиям заказчиков. Здесь же начинаются испытания систем вертолета. Для этого специальная установка, которую авиастроители называют «душем», создает режим ливня – так проверяется на водонепроницаемость герметичность техники. Затем закрываются люки и входные двери, и в фюзеляж под давлением нагнетается воздух – это проверяют герметичность машины. И, наконец, в вертолете монтируется электросистема и электрическое оборудование, устанавливаются различные радионавигационные приборы и радиолокационная установка. Большая часть работ выполняется вручную. Зачастую работать приходится, согнувшись в три погибели внутри фюзеляжа. В конце поточной линии проверяется работа систем вертолета в различных режимах полета. Так что можно с полной уверенностью сказать, что цех окончательной сборки завода воздушный борт «ставит на ноги». И в целом – это потрясающее зрелище, захватывающее дух от масштаба всего, что происходит в цехе.
Его в цехе окончательной сборки АО «КумАПП» создают 153 человека, большинство из которых слесари-сборщики и электромонтажники, изготавливающие жгуты, коробки и пульты и занимающиеся их прокладкой и установкой. Все они высококвалифицированные специалисты, ответственно и творчески относящиеся к своему делу. Находясь, образно говоря, на переднем крае производства, завершая процесс изготовления машин, работники цеха по-особому собранны, ответственны за порученное дело. В авангарде коллектива, безусловно, ветераны труда. Более тридцати лет трудятся на заводе мастера участков Марина Чуваева, Валентина Шеревкулова и Александр Диденко. Большим авторитетом в коллективе пользуется Владимир Соловьев, слесарь–сборщик топливной системы, бесспорный лидер по стажу и незаменимый наставник молодых. «Он лучший на предприятии сборщик, ему нет равных!» – так, не без гордости, о нем говорят коллеги. А поскольку в последние два года в цехе произошла смена поколений, костяк коллектива составляет молодежь, обладающая разносторонними техническими знаниями, а главное, желанием трудиться на совесть. Так что у ветеранов достойная смена. Особо среди них выделяются слесари-сборщики Вячеслав Ермолаев и Александр Дворецкий и электрики Алексей Губарев, Рамиль Курмангужин и Андрей Лизнев. А руководит цехом уже шестой год Николай Фролов. На заводе он с 1998 года, начинал учеником слесаря-сборщика. Руководство оценивает его как грамотного начальника, знающего производство на отлично. Под стать ему и заместители, люди с большим производственным опытом и знаниями. Поддерживать соответствующий уровень работы начальнику цеха было бы сложно без их помощи.
В настоящее время цех работой загружен как никогда, работает без выходных, уже есть заказы на 2016 год и даже на 2018. Только сегодня на линии шесть вертолетов, в скором времени на ремонт и модернизацию поступят еще 14, которые нужно будет сдать в ноябре будущего года. Помимо ремонтных работ и модернизации, здесь выполняются еще и заказы сторонних предприятий на изготовление жгутов и кабелей.
Лилия Абзалилова.