Национальный антикоррупционный комитет (НАК) готовит для правительства и Кремля анализ форм и методов борьбы с коррупцией, применяемых странами – мировыми лидерами по ее искоренению. Документ уже через две недели будет готов и ляжет на стол президенту. Предложения антикоррупционного комитета связаны, в первую очередь, с ужесточением уголовного законодательства и механизмами по возврату похищенных денежных средств, прежде всего, из-за рубежа. Ведь нередко люди, получив серьезные сроки заключения, очень скоро выходят и живут в свое удовольствие на похищенные миллиарды. Эту практику предлагается реализовать в России в полном объеме.
Что называется, давно пора! Ибо коррупция душит страну сильнее любого кризиса: по экспертным оценкам, в России разворовывается до 40% ее богатств, а то, что остается, распределяется неэффективно и несправедливо. А если разобраться, то проблемы с наполнением казны, над которыми ломает голову правительство, тоже есть следствие не столько мировых катаклизмов или внутренних объективных трудностей, сколько оголтелого воровства и криминального протекционизма.
Зато антикоррупционная сеть, которой накрыта вся страна, пестрит большими и малыми прорехами, декларируемая борьба с «оборотнями» в мундирах и без ведется выборочно, кара за корысть на службе не становится неотвратимой, а преступные доходы позволяют коррупционерам жировать даже после разоблачения и осуждения. Почему?
В автомобилестроении мы переняли западный опыт и переоборудовали заводы, в сельском хозяйстве за счет европейских технологий в разы повысили урожайность и стали экспортером зерновых. За счет укоренения в России лучших иностранных фирм обеспечили страну первыми скоростными поездами и мобильной связью, первоклассной электроникой, высококачественной бытовой техникой и т. д.
Но в борьбе с коррупцией продолжаем изобретать велосипед. Хотя ситуация настолько серьезна и опасна, что требует срочного импорта зарубежных технологий – применения любых законных мер, показавших свою эффективность в Италии и Сингапуре, Великобритании и США, Китае и других странах.
Мы до сих пор не ратифицировали 20-ю статью международной конвенции по борьбе с коррупцией, по которой страна обязана признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение, то есть «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Мы не применяем американскую практику конфискации у семей членов преступных группировок всех активов, кроме необходимых для очень скромной жизни, после чего семьи коррупционеров превращаются в нищих. Не пользуемся итальянской системой автоматического освобождения взяткодателя от ответственности в случае сотрудничества со следствием, что разрушает круговую поруку и позволяет начать самоочищение самой прогнившей системе. Не перенимаем пример Сингапура, где введены карательные меры за отказ участвовать в расследовании коррупционных преступлений и наказание за коррупцию неизбежно даже для ближайших друзей и близких родственников главы государства.
У Национального антикоррупционного комитета есть и свои интересные предложения: например, ввести процедуру финансового надзора не только за лицами, осужденными за коррупцию, но и за членами их семей. И обязать коррупционеров декларировать расходы и доходы в течение пяти лет после освобождения, наделив полицию правом – по аналогии с административным надзором – знакомиться с условиями жизни коррупционера на предмет выявления незадекларированных доходов. Необоснованное – конфисковывать, чтобы не дать воспользоваться плодами преступления в течение длительного для преступника срока.
По данным социологических опросов, изменения требуются, прежде всего, в отношении к коррупции и коррупционерам в высших эшелонах власти. Нужно прекратить чистить рыбу коррупции с хвоста и уводить от ответственности крупных чиновников и служащих правоохранительной системы страны. Наиболее яркие примеры фиктивности провозглашенного наступления на коррупцию – дела «Оборонсервиса» и экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, до сих пор не привлеченного к ответственности даже в качестве подозреваемого. И уже разваленное «дело прокуроров» в Подмосковье, где несколько лет правоохранительная система региона под руководством заместителя прокурора области «крышевала» сеть подпольных казино.
В Сингапуре, Италии, Великобритании, США за такие «расследования» коррупционных преступлений все причастные давно сами уже оказались бы за решеткой. А в Китае, возможно, были бы расстреляны.
Лилия АБЗАЛИЛОВА, по материалам СМИ.
Мнение о.и. начальника Отдела МВД России по городу Кумертау К. Котилевского:
– Действительно, на сегодняшний день коррупция является основным препятствием в движении России вперёд. Борьба с ней – дело сложнейшее и требующее целого комплекса мер. Чем-либо одним, типа повышения зарплаты чиновникам, как некоторые предлагают, с коррупцией не справиться. Соглашаюсь с теми, кто говорит, что для борьбы с коррупцией нужны законы, которые всё чётко регулируют и не допускают начальственного «усмотрения», что необходимы максимальная прозрачность деятельности государственных органов и общественный контроль, в том числе и со стороны СМИ.
Здорово в битве с коррупцией помогло бы законодательное ограничение прав государственных служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны, как это заведено во многих европейских странах. Подобная мера просто необходима для упрощения деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, чтоб они могли спокойно проверять личные связи чиновников, а также контролировать их телефонные переговоры и другие виды связи. Немаловажным является и проведение антикоррупционной работы с населением. Необходимо объяснять людям, почему дача взяток и подношений – это противозаконно.
Что же касается применения иностранных методов борьбы с коррупцией, думаю, здесь нужно подходить очень избирательно. Да, нужно ужесточить антикоррупционное законодательство, но не настолько, как в Китае, где за взятку или хищение предусмотрена высшая мера наказания. Кстати, за последние десять лет в КНР были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников. Положительный пример от таких мер в нашей истории есть. В СССР, в период правления Сталина, коррупция была побеждена даже в азиатских и кавказских республиках.
На мой взгляд, внимание заслуживает опыт Гонконга. В этом городе-государстве, находящемся в Азии, живут практически без коррупции. Победить коррупцию в Гонконге, где когда-то ею было пронизано 94% всего государственного сектора (сейчас 2-3%), удалось всего тремя простыми мерами. В первую очередь, чиновников заставили доказывать, что все, что ими было куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае – конфискация и тюрьма, лет так на пятнадцать. В России подобный закон обсуждается. Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, у сотрудников которой очень высокие оклады, подчиняется структура только генерал-губернатору. Комиссия призвана не только выявлять взяточников, но и заниматься профилактикой – предотвращать взятки в сферах, наиболее подверженных коррупции. Также они вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить специалиста НКБК при документальном подтверждении его нечистоплотности. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто взятку дает, то есть виноват всегда чиновник. И последнее, журналистам было позволено копаться в делах любого чиновника.
Комментарии:
sgilyin
Чиновники только по телеку про эту самую борьбу трепятся... Как говорится "Пи***ть - не мешки ворочать"
Все бы решили кардинальные меры: не доказал законность доходов - отрубили кисть руки и конфисковали в пользу детских домов бабло. Взял взятку на посту гос.служащего - сидеть в тюрьме особо строго режима от 20 лет. Помог избежать тюрьмы (дал срок меньше положенного) - сажать обоих. Вот тут бы задумались. А сейчас все у них очень круто: поймали за руку, уволился по собственному и в другую сферу деятельности на руководящую должность дальше людей обманывать.
rem