Вертолетостроение – одна из немногих отраслей российской экономики, где происходит стабильный рост. Кумертауское авиационное производственное предприятие обеспечивает значительную часть этого роста, выпуская одни из самых надежных и безопасных вертолетов в мире, которые используются силовыми структурами, поставляются в Индию и Китай, сертифицированы в Европе и Северной Америке. О гордости российского авиапрома и о перспективах отрасли «РБ» рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров.
– Что представляло из себя Кумертауское авиационное производственное предприятие до интеграции в холдинг «Вертолеты России»?
– Четыре года назад предприятие было на грани банкротства. Только вдумайтесь, в 2008 году прибыль предприятия составляла всего 90 тыс. рублей. Можно сказать, что ее не было. За четыре года нам удалось буквально возродить КумАПП. Выручка возросла в 5,5 раза – до 10 млрд рублей. Объем товарной продукции – в пять раз, до 9,4 млрд рублей. В прошлом году прибыль составила 12 млн рублей. Увеличение заказов позволило расширить штат – численность работников предприятия увеличилась на 217 человек. В два раза выросла зарплата – с 9,8 до 18,1 тыс. рублей в месяц.
Эти цифры позволяют приступить к глубокой модернизации. Сначала оздоровление идет в цифрах, появляются ресурсы, а потом проходит еще какое-то время, и работники, поставщики, покупатели продукции, просто жители города начинают видеть, как меняется предприятие и среда вокруг него.
– Как «Вертолеты России» планируют дальше развивать КумАПП?
– Поскольку КумАПП теперь входит в холдинг, оно может не только поставлять потребителям конечную продукцию, но и обеспечивать узлами и агрегатами другие предприятия холдинга. Для этого мы изменим структуру производства. Будут созданы специализированные производства узлов и агрегатов, центры компетенции по отдельным видам продукции.
Мы рассматриваем инвестпрограмму, согласно которой только в создание специализированных производств и центров компетенций в ближайшие шесть лет может быть вложено 5,2 млрд рублей. В 2013 году на предприятии планируется запустить центр натурных (ресурсных) испытаний. Мы также рассматриваем возможность создания целого ряда новых производств агрегатов и комплектующих. Сейчас изучаются условия для запуска в 2014 году производства агрегатов несущих систем и лопастей из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для вертолетов Ка-52К и Ка-62. В 2016 году предполагается наладить серийный выпуск топливных баков из резинотехнических изделий для всех моделей вертолетов, выпускаемых в холдинге. Кроме того, к этому времени планируется завершить проект современного высокоэффективного производства деталей и панелей фюзеляжей из ПКМ. Наконец, в 2017 году может быть открыто производство авиационных подшипников для авиастроительной и вертолетостроительной отраслей.
– Куда будут поставляться эти узлы и агрегаты?
– На другие предприятия холдинга. КумАПП уже сейчас получает дополнительные заказы за счет внутрихолдинговой кооперации. Часть заказов, возможно, будет приходить с рынка.
Реструктуризация направлена именно на то, чтобы сохранить КумАПП как важную часть холдинга. Сейчас 90% продукции предприятия – это готовые вертолеты. После завершения модернизации вертолеты будут составлять 48% продукции, а еще 52% продукции будут давать центры компетенции, специализированные производства агрегатов и продукции для других предприятий Башкортостана и России.
– Как относится правительство республики к планам «Вертолетов России» по модернизации КумАПП?
– Приветствует и поддерживает их реализацию. Мы заключили соглашение с правительством о расширении объемов производства продукции в интересах предприятий республики. Если благодаря «Вертолетам России» КумАПП сможет глубже интегрироваться в российскую вертолетостроительную отрасль, то поддержка республиканского правительства обеспечит более плотное вовлечение завода в региональную кооперацию. Если сегодня КумАПП производит для других предприятий республики всего один процент от объема собственного производства, то к 2017 году эта цифра достигнет десяти процентов.
– Не секрет, что работники авиапредприятия обеспокоены сокращением. Так уж ли оно неизбежно?
– Сокращения почти всегда неизбежны при модернизации, реструктуризации производства. Закупается новейшее оборудование, для его обслуживания нужно меньше сотрудников. Но увольнения не будут значительными, хотя в 2013—2014 годах число работников будет сокращено. Однако уже в 2015 году, с пуском основных специализированных производств, мы снова начнем нанимать персонал. Сотрудники, попавшие под сокращение, будут приниматься на работу в первую очередь. К 2016 году планируем взять 700 человек. Новое оборудование позволит не только улучшить условия работы, но и повысить производительность труда, а значит, увеличить зарплату. Ведь невысокий уровень зарплаты на многих предприятиях зачастую обусловлен именно низкой выработкой. За те четыре года, которые прошли с момента вхождения КумАПП в холдинг, выработка на одного работника возросла больше, чем в семь раз, – с 316 тыс. рублей до 2,4 млн рублей.
«Вертолеты России» участвуют в глобальной конкуренции, мы вынуждены жить по довольно суровым законам мирового рынка, одним из ключевых требований которого является производительность и эффективность. С каждым годом для выпуска одного и того же объема продукции нужно все меньше людей. Чтобы сохранять занятость, необходимо постоянно расширять производство. Именно по этому пути мы и намерены идти дальше.
Рита НЕКРАСОВА, «Республика Башкортостан».