Башкортостан находится на пороге новых выборов. Какими будут выборы республиканских парламентариев, какие знаковые изменения произошли в избирательном законодательстве, каким будет бюллетень в обозримом будущем, испытывают ли какие-либо трудности партии-новички – об этих и других проблемах делится с читателями республиканских СМИ председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Хайдар Валеев.
– Уважаемый Хайдар Арсланович! Отныне страна будет выбирать один раз в год. Есть самые полярные мнения относительно Единого дня голосования. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет.
– В октябре 2012 года приняты изменения в избирательное законодательство, устанавливающие Единый день голосования. Закон предусматривает проведение всех последующих выборов один раз в год – во второе воскресенье сентября, конкретно в этом году – 8 сентября.
Было много суждений по этому поводу. Ряд политиков предлагали перенести день голосования на более поздний срок – на октябрь, так как сентябрь – это сезон сбора урожая, сезон отпусков. Другие, напротив, говорили, что Единый день голосования в сентябре создаст комфортные условия для проведения выборов, так как к этому времени люди уже возвращаются из отпусков, да и погодные условия в это время наиболее благоприятные.
В любом случае, выборы раз в году приведут к экономии сил и средств, что немаловажно. К тому же, избиратель будет точно знать, что ему предстоит прийти на избирательный участок осенью.
– Как отразится на выборной кампании наличие большого количества политических партий и не страшит ли удлинение бюллетеня в таком случае?
– Сегодня заметно упрощена процедура регистрации политических партий и их отчетности. В частности, обязательная численность членов политической партии снижена в разы – с 40 тысяч до 500 человек. Кроме того, снижены требования к количеству региональных отделений партий, численности делегатов учредительного съезда партии. Информацию о продолжении своей деятельности партия должна представлять в Минюст России один раз в три года, а не ежегодно, как это было установлено ранее. С такой же периодичностью, а не ежегодно, партией должна будет представляться в ЦИК России сводная финансовая отчетность.
Количество зарегистрированных политических партий в России выросло с 7 до 61. Из них 33 имеют зарегистрированные региональные отделения в Республике Башкортостан.
В дальнейшем, полагаю, должен последовать естественный процесс объединения и кристаллизации политических сил, имеющих реальную политическую поддержку.
Многопартийность становится особенностью предстоящих избирательных кампаний, но это необходимый шаг на пути развития гражданского общества. Активность партий увеличивается. Так, в выборах 14 октября 2012 года в России принимало участие уже 25 политических партий. Как поместить их данные в избирательный бюллетень – вопрос не праздный, и в настоящее время активно обсуждается специалистами. Уверен, выход найдется, и он ни в коей мере не ущемит права избирателей и политических партий.
– Как коснутся изменения в избирательном законодательстве предстоящих выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан?
– Полномочия действующего состава депутатского корпуса Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан истекали в марте 2013 года. В соответствии с федеральным законодательством они продлены до 8 сентября 2013 года.
Согласно изменениям, внесенным в Конституцию Республики Башкортостан в 2011 году, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан состоит из 110 депутатов вместо прежних 120.
55 из них избираются по одномандатным избирательным округам (один избирательный округ – один депутат) на основе мажоритарной системы относительного большинства. Такая система предполагает победу кандидата, который набрал большее число голосов по сравнению с иными кандидатами.
Столько же депутатов избирается по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за партийные списки. Голосуя за список кандидатов, предложенный конкретной партией, избиратель отдает свой голос этой партии.
К распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, которые получат семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Кроме того, получат по одному и два мандата партии, набравшие пять и шесть процентов соответственно.
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва начнется после официального опубликования Постановления Государственного Собрания о назначении выборов. Решение о назначении выборов принимается не ранее, чем за 100 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
– Хайдар Арсланович! Какие из задач уже выполнены и чем заняты организаторы выборов на данном этапе подготовительной работы?
– Цикл работы у нас непрерывный. В соответствии с изменениями в избирательном законодательстве в республике уже образованы одномандатные избирательные округа по выборам депутатов Госсобрания сроком на десять лет, избирательные участки на пять лет.
В очень сжатые сроки должны быть сформированы участковые избирательные комиссии, полномочия которых теперь также продлятся пять лет.
В настоящее время в территориальных избирательных комиссиях принимаются предложения по кандидатурам в состав участковых комиссий от региональных отделений политических партий, общественных объединений, представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей. В соответствии с внесенными в законодательство новшествами, формирование участковых комиссий должно завершиться до 30 апреля 2013 года. Мы же, в связи с тем, что уже в конце мая – начале июня должны быть назначены выборы депутатов Госсобрания, планируем завершить формирование УИК в марте.
Член комиссии должен быть дееспособным гражданином России не моложе 18 лет, не иметь судимости. Членами избиркома не могут быть депутаты, судьи, прокуроры. Кстати, избиратели задают вопрос, может ли быть членом участковой избирательной комиссии государственный или муниципальный служащий? В статье 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведен перечень лиц, не имеющих права быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. В нем ограничений для совмещения статуса члена комиссии с правом решающего голоса со статусом государственного, муниципального служащего не имеется. Однако в составе комиссии их должно быть не более половины от численного состава.
Информация о кандидатах в члены УИК по представлению территориальных комиссий проверяется правоохранительными органами.
В течение последующих пяти лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней. Представляете, какая огромная ответственность на них возлагается? Люди, назначенные в состав участковых избирательных комиссий, будут обладать высоким юридическим статусом. Поэтому мы вновь и вновь обращаемся к региональным отделениям политических партий: направляйте в участковые избирательные комиссии достойных людей.
– Читателей интересует, могут ли простые граждане стать членами участковых избирательных комиссий, как говорится, почувствовать выборы изнутри?
– Отчего же нет! Правом предложения кандидатур в состав УИК обладают не только политические партии. Но и общественные объединения, представительные органы местного самоуправления, собрания избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.
Но прежде чем предлагать свою кандидатуру в члены УИК с правом решающего голоса, следует понять, для чего вы идете в комиссию. Членство в любой избирательной комиссии – это, прежде всего, трудоемкая работа и огромная ответственность, а не наблюдение за ходом голосования и работой коллег, как полагают некоторые кандидаты и даже члены комиссий.
Центральная избирательная комиссия республики ведет постоянную работу по повышению правовой культуры избирателей. Избирательные кампании широко освещаются в средствах массовой информации, в том числе на радио и телевидении. Мы активно поддерживаем современные технологии и приглашаем посетить наш сайт, где можно получить ответ на любой интересующий вопрос.
Работа по выборам депутатов Госсобрания пятого созыва практически началась, хотя назначение выборов, напомню, приходится на первые числа июня.
О своем участии в выборах каждый гражданин решает самостоятельно. Задача избирательных комиссий – обеспечить процесс голосования в полном соответствии с действующим законодательством, создать условия для реализации избирательных прав различных категорий граждан.