Школьникам предстоит еще одно серьезное испытание. Минобрнауки РФ пересмотрело решение об отказе от участия России в международной программе мониторинга школьников. В октябре прошлого года сообщалось, что отказ от тестирования обусловлен стремительно ухудшающейся динамикой показателей. Тестирование проходит раз в три года по всему миру. По итогам двух последних исследований Россия показывала не самые лучшие результаты.
В 2012 году по читательской грамотности мы были на 42 месте, по математической грамотности – на 38, а по естественно-научной грамотности – на 39 месте среди 74 стран. Итоги 2012 года будут подведены в декабре 2013 года. Тестирование проходят учащиеся в возрасте 15 лет. Считается, что к этому возрасту, в основном, завершается обязательное обучение в школе, поэтому важно определить состояние знаний, умений и навыков подростков, оценить их способность к самостоятельному получению дальнейших знаний. Уже направлено распоряжение правительства по регионам о предоставлении информации об успеваемости учащихся, в котором указано, что подобные исследования нужно проводить, ведь необходимо знать и отслеживать динамику этих показателей и своевременно вносить коррективы.
В планах министерства – включение России в новые исследования по информационной и компьютерной грамотности, оценке граждановедческой компетентности, оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста. В прошлом году Россия участвовала в экспериментальном тестировании выпускников вузов по двум направлениям – «Экономика» и «Инженерные науки», в котором показала неплохие результаты. Исследование было направлено на сравнение качества образования вузов на международном уровне.
При этом некоторые эксперты считают, что подобные исследования, созданные на базе иностранных стандартов, приведут к снижению показателей, установленных Российским образовательным стандартом, да и педагоги, чтобы иметь хорошие результаты, начнут излишне нагружать школьников.
Подготовил Р. ХАЙБУЛЛИН.