Клуб сверхлегкой авиации  (СЛА) «Ротор»Так сложилось, что о них обычно мы вспоминаем накануне Дня авиации. А меж тем в клубе сверхлегкой авиации (СЛА) «Ротор» и одноименном опытном конструкторском бюро (ОКБ) кипит работа, появляются новые идеи, рождаются интересные модели самолетов, дельталетов, вертолетов.

25 лет назад все начиналось с простых дельтапланов. Сегодня коллектив из 20 опытных профессионалов, объединенных общим делом, разрабатывает и производит сверхлегкую авиационную технику, известную в нашей стране и за рубежом. А также проводит обучение пилотов и экскурсионные полеты. Подробнее об этом рассказывает учредитель и главный конструктор ООО ОКБ «Ротор» Виктор Хрибков:

– Основной на сегодняшний день у нас считается тема вертолетостроения. Около десяти лет мы бились над разработкой нового сверхлегкого двухместного вертолета под рабочим названием «Орленок» (идея его создания принадлежит Борису Яковлевичу Поднебеснову). К всеобщей радости, «проба пера» удалась: вертолет, которому дали имя «Роторфлай», поднялся в небо, преодолев многие препоны. Наш коллектив доказал, что умеет делать отличную технику. Вертолет оборудован новой соосной несущей системой, бесшарнирной подвеской лопастей с композитным торсионом. Сейчас «Роторфлай» налетал уже более сотни часов. Несколько раз мы возили его на выставку в Москву, на презентацию в Германию. И, надо отметить, везде он пользовался повышенным интересом. Другая наша уникальная разработка – самолет «Птенец». Тут тоже есть чем гордиться. В 1995 году мы собрали первый маленький одноместный самолет. И на первом же международном конкурсе в классе ультралегких самолетов «Птенец» получил первый приз. Что такое сверхлегкая авиация? Это одно- и двухместные летательные аппараты взлетным весом не более 495 килограммов. Выгода таких самолетов в том, что они сравнительно недорогие, портативные, внеаэродромного базирования, то есть, условно говоря, могут взлетать даже с козьей тропы.

Во всем мире данная авиация стремительно набирает популярность.

В настоящее время ОКБ «Ротор» выпускает и продает два типа летательных аппаратов: мотодельтапланы (их изготовлено порядка 150 штук) и легкие самолеты (так, на минувшей неделе 36-й «Птенец» улетел в Якутию). Наше кредо – начинать проект с чистого листа, без плагиата, воплощая исключительно собственные идеи. И это дает положительные результаты, заказчики довольны.

География мест, где летает наша техника, достаточно обширна: Пермь, Чита, Иркутск, Кемерово, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург… Дотаций от государства фирма не получает, находимся на полном хозрасчете, то есть что заработали, то и получили. Как себя рекламируем? Участием в международных соревнованиях. На них выезжаем регулярно (кстати, не пропустили ни одного чемпионата мира). Там мы показываем, что называется, товар лицом, демонстрируя свою технику летной братии. В прошлом году, к примеру, «Ротор» стал чемпионом России в 15-й раз. В июне мы побывали в Италии на чемпионате мира «Икариада» (олимпиада, которая проводится один раз в четыре года по 9 авиационным видам спорта). Это уникальное мероприятие, на котором собирается вся элита авиации. Съездили туда опять же за свой счет, своим ходом (5 тысяч километров в один конец). Без ложной скромности скажу, что в России и за рубежом наша фирма хорошо известна.

Должен отметить, что профессиональный спорт требует больших затрат. И чтобы стать чемпионом мира, необходимы хорошие денежные вливания. К сожалению, приходится констатировать, что, защищая на международных соревнованиях честь Башкортостана и Российской Федерации, мы, по сути, никому не нужны. То есть финансовой поддержки не получаем ни на одном уровне. В качестве дополнительного приработка «Ротор» проводит экскурсионные полеты. Опять же, нельзя сказать, что это приносит большую прибыль. Полеты – дорогое удовольствие: 100 рублей за минуту. В нашем городе, по понятным причинам, делать это нерентабельно. Поэтому, в основном, экскурсии проводятся летом на Нугушском водохранилище, где собираются отдыхающие со всей Башкирии.

Забегая вперед, скажу: сейчас появилась надежда на то, что ОКБ «Ротор» попадет под действие федеральной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. И тогда, возможно, мы ощутим реальную материальную поддержку страны. Пока же все держится исключительно на энтузиазме сотрудников фирмы. Таких, как наши старожилы Юрий Бушуев и Борис Поднебеснов.

Кроме конструкторской деятельности, мы продолжаем заниматься подготовкой пилотов. Мальчишки, «болеющие» небом и полетами, занимаются в клубе абсолютно бесплатно. За время его работы, а в этом году нам исполняется четверть века, обучение прошли более тысячи человек, не менее 400 совершили полеты. Всем ребятам по окончании обучения выдаются свидетельства и «летные книжки», подтверждающие допуск к полетам.

Так что, можно сказать, занимаемся святым делом – открываем горизонты, расширяем границы, помогая парням взлетать над суетой.

Елена КАМАЛОВА.

Источник: «Кумертауское время»