Последние год-полтора при разговорах о дальнейшем развитии ОАО «КумАПП», как правило, речь заходит о перспективах создания ряда новых центров компетенции и инновационных производств по выпуску комплектующих для вертолетов, причем акцент при этом делается на лопастной цех.
О том, какие новшества и изменения произошли за последние два года в цехе, рассказывает начальник цеха №17 Вячеслав Лисов:
– Действительно, согласно долгосрочным планам на производственных площадях КумАПП начат процесс создания ряда новых центров компетенции и инновационных производств по выпуску комплектующих для вертолётов. Завод будет выпускать узлы, агрегаты, композитные материалы. Однако КумАПП как выпускал вертолеты, так и будет их выпускать. Новые центры запускаются для того, чтобы наполнить объемы производства недостающими заказами. И в этом процессе нашему цеху отводится довольно видное место, поскольку лопасти и колонки несущего винта вертолета в настоящее время являются одними из самых востребованных продуктов в авиационной отрасли. Поэтому и была проделана большая работа по техническому перевооружению цеха, вести которую намерены и впредь.
Последние наши приобретения связаны с освоением новой лопасти на вертолет Ка-62, которая конструктивно отличается от серийных лопастей (в первую очередь тем, что она не разрезная, с цельнометаллической оковкой). В основном, для производства этого изделия и была приобретена вертикальная пропиточная машина фирмы «Микросан», нашпигованная электроникой. Машина, в отличие от старых, питает и стеклоткань, и бумагу, при этом качество пропитки материалов связующим компонентом значительно выше. Однако производительность машины небольшая, поэтому работает она круглосуточно, без остановок.
В прошлом году нам удалось запустить в производство еще одну новинку, пресс германской фирмы «Лауфер». Его производительность в два раза выше, он более технологичен, способен принудительно остудить материал, а значит, сократить время на производство изделия. Достоин внимания и недавно установленный итальянский фрезерный станок с программным управлением, позволяющий за один переход обработать соты по всей длине. Станок сложный, чтобы на нем работать, пришлось специально обучаться.
В связи с запуском в производство лопастей №762 к изделию Ка-62 для цеха была изготовлена новая сборочная оснастка. Под производство этой лопасти сегодня полным ходом идет строительство нового цеха в два этажа. Стены уже стоят, сейчас ведутся отделочные работы, скоро завезем оборудование. Кроме того, в прошлом году нам удалось провести серьезный ремонт цеха: заменили заливные полы, установили пластиковые окна, побелили и покрасили внутренние помещения, установили кондиционеры, кстати, последние были просто необходимы для соблюдения температурного режима для изготовления лопастей.
Если говорить о производственной деятельности, то нами применяется большое количество новинок, касающихся и конструкции, и материалов, используемых при изготовлении частей несущей системы. Прежде всего, вышесказанное касается лопастей несущего и рулевого винтов. На сегодня мы уже изготовили четыре лопасти на изделие №62, с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они отданы на испытание. Так что мы в ожидании результатов: не отвалятся ли хвостовые секции, как поведут себя оковки, узлы… Насколько лопасть технологична, покажут испытания. Готовятся еще четыре лонжерона. Параллельно осваиваем новое изделие – лопасть рулевого винта на вертолет Ка-62. Кроме того, продолжаем поставлять одновременно более двух десятков позиций по кооперации на колонку изделия Ка-52. Как видите, работа проводится довольно объемная, и она нас еще раз убедила в точности простой истины: дорогу осилит идущий, нет таких трудностей, которые нельзя преодолеть.
Записала Лилия АБЗАЛИЛОВА.