Легкий, маневренный, недорогой и удобный в эксплуатации вертолет-трансформер Ка-226 в самое ближайшее время станет основной «рабочей лошадкой» малой авиации России. На днях было объявлено о начале серийного производства этой уникальной машины. 8 февраля во время рабочей поездки в Уфу с ней познакомился премьер-министр Владимир Путин.
А накануне корреспонденты «Известий» побывали на вертолетном заводе.
Вертолетному заводу в Кумертау — 48 лет. Предприятие хоть и передовое, но не столь технологичное, как можно было бы подумать, глядя на модели одних из самых современных и перспективных вертолетов. В цехах — видавшие виды станки. Каждый созданный здесь вертолет — это фактически эксклюзивная сборка, отчасти — ручная. Свидетельство тому — цех по изготовлению лопастей вертолетных винтов. А каждая лопасть — сложнейшая конструкция из композиционных материалов.
— В большом количестве лопастей нет необходимости, — говорит «Известиям» начальник цеха Вячеслав Лисов. — В год мы делаем 69 комплектов. Это 414 лопастей. Очень немного. Поэтому можем позволить себе изготавливать каждую из них вручную…
«Ручное» производство лопастей — вещь неоригинальная. Так поступают во всем мире. Каждая такая лопасть — уже сама по себе уникальная конструкция. Например, лопасти Кумертауского завода внутри себя содержат настоящие «пчелиные соты». Это одна из передовых технологий, позволяющих значительно уменьшить вес и одновременно увеличить прочность изделия. Вячеслав Лисов показывает, как делаются эти соты. Станок накладывает один на один лист специально проклеенной бумаги. Потом она нарезается на полоски и растягивается. Получается сверхпрочная и легкая сотовая структура. После этого соте надо будет придать форму лопасти вертолетного винта. Это опять же сделают вручную, скрупулезно накладывая один слой специального пластика на другой.
А потом все это, словно пирожок, запекут в специальных печах. В итоге получается сверхпрочная лопасть винта. Как говорят на предприятии, у каждого изделия есть свой срок жизни. Благодаря новым технологиям создающиеся лопасти служат в два-три раза больше, чем их аналоги.
Сегодня в Кумертау производят два вертолета — маленький Ка-226 и большой Ка-32. Про Ка-226 можно сказать, что это уникальная машина. Один и тот же вертолет может использоваться в разных вариантах — как транспортный, медицинский, аварийно-спасательный, специального назначения и даже в качестве вип-перевозчика. Чтобы сменить «профиль работы» вертолета, достаточно поменять кабину вместе с ее «начинкой».
Этот вертолет один из наиболее перспективных экспортных товаров в России. Управляющий директор Кумертауского завода Сергей Микрюков говорит, что потребность в этих машинах может составить 800 штук. Уже сейчас у предприятия есть заказы от «Газпрома», МЧС и нескольких зарубежных государств.
— Я считаю, этот вертолет один из лучших в своем классе, — заявил «Известиям» Микрюков. — Его конструкция делает его незаменимым помощником как на газовых месторождениях, где надо совершать посадку при силе ветра шесть метров в секунду, так и в городских условиях, где очень важно иметь устойчивую машину. Его достоинства в том, что соосная конструкция несущего винта не требует наличия рулевого, как у большинства современных машин. А это повышает безопасность полета в городских условиях. Летчик просто перестает думать о том, что делается у него за спиной.
— Вы показывали свой вертолет Владимиру Путину? — поинтересовались «Известия», подразумевая любовь премьер-министра ко всякого рода технике.
— Конечно! В вип-варианте. Кстати, такой вертолет стоит 130 миллионов рублей.
Другой вертолет — Ка-32 — еще одно ноу-хау фирмы Камова. Сегодня его покупают Швейцария и Канада. Он используется для большой массы на внешней подвеске, что недоступно другим вертолетам этого класса. Вертолет отличается высокой маневренностью, простой техникой пилотирования, а также более низкой по сравнению с конкурентами стоимостью летного часа. Например, на высоте около полутора тысяч метров Ка-32 перевозит на внешней подвеске древесные стволы общей массой на тысячу килограммов больше, чем вертолет «Супер Пума», и на 2400 кг больше, чем «Белл 214 В-1».
Вообще Сергей Микрюков высказал «Известиям» свое главное желание о необходимости введения долгосрочного планирования в производство. По его мнению, планы производства надо строить как минимум на 3-5 лет. Тогда такие сложные предприятия, как у него, смогут лучше организовать выпуск продукции, получать банковские кредиты и заниматься модернизацией производственной базы. Только в этом году Кумертау планирует вложить в свою инфраструктуру три миллиарда долларов, тем самым выведя производство на принципиально новый уровень, и начать серийные поставки вертолетов зарубежным и внутренним заказчикам.
Дмитрий Литовкин.
Газета «Известия»,
№20/28035 от 8.02.2010г.