В начале апреля мы встречались с начальником летно-испытательной станции (ЛИС) ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» В.В. Чекеневым. Напомним, он сообщил читателям газеты о том, что на станции идет апробация системы автоматического управления САУ-32А, установленной на вертолете Ка-226.55. Спустя два месяца мы попросили Виктора Владимировича подытожить проделанную работу и рассказать, чем живет ЛИС сегодня. Говорит В.В. Чекенев:
– Установка САУ-32А успешно завершена. За месяц с небольшим мы, совместно с коллегами из ОАО «Камов», Саратова и Ульяновска, провели летные испытания, на которые в условиях конструкторских бюро (КБ) обычно отводится не менее полугода. Симбиоз творческой работы специалистов КБ и серийного завода-изготовителя дал возможность четко и оперативно решать всевозможные технические вопросы.
Сейчас вертолет Ка-226, впервые за всю историю изготовления вертолетов данного класса, оснащен полноценной системой автоматического управления. Она не просто помогает летчику управлять вертолетом, но и выполняет навигационные задачи: в САУ включена система глобального позиционирования GPS. Теперь вертолет, обладая новыми критериями и возможностями, стал более привлекательным для потенциальных покупателей. В настоящее время на нем устраняются замечания по малярным работам, после чего он будет отправлен заказчику.
Следующий этап работы ЛИС – освоение вертолета Ка-32Т–РС (ресурсный стенд). На этом вертолете установлена новая силовая установка, состоящая из французских двигателей «Ариус» и редуктора ВР-226 производства ОАО «Красный Октябрь» (г. Санкт-Петербург). Чтобы данное предприятие занялось серийным производством редукторов, нужно было предварительно наработать ресурс, т.е. узнать, как данная конструкция ведет себя в конкретных условиях. На заводе делать специальный ресурсный стенд для испытаний одного лишь редуктора – слишком накладно. Поэтому решили идти по другому пути: завод изготовил три пробных редуктора. Один из них установили на вертолет Ка-226Т – РС, чтобы нарабатывать его ресурс, который бы позволил выполнять испытательные полеты на вертолете Ка-226Т. Для этого на ЛИС построена специальная площадка. Сейчас ждем вертолет – ресурсный стенд, чтобы на нем наработать первые пятьдесят часов. Если испытания пройдут успешно, то следующая машина Ка-226Т будет изготовлена специально для участия в тендере на поставку 197 вертолетов в Индию. Работа предстоит сложная, но, думаю, коллектив с ней успешно справится. Ведь от этого зависит будущее КумАПП. Тендер состоится в начале осени, конкуренты у нас достаточно сильные. Если наш вертолет выиграет тендер, то завод будет обеспечен работой на долгое время. Нужно отметить, что сотрудничество с Индией у нас давнее. Вертолеты, которые мы туда поставляли по контрактам, уже отлично зарекомендовали себя.
В настоящее время бригада ЛИС находится в городе Шень-Жень на юге Китая. Их задача ввести в строй вертолет Ка-32 А 11BC, который закупил полярный институт КНДР. Осенью институт планирует экспедицию в Антарктиду, где и будет летать наш вертолет. Чтобы китайцы могли без проблем эксплуатировать вертолет в различных условиях, они должны пройти обучение в нашем учебном центре. Для этого в начале июня на ЛИС прибывает группа специалистов из Китая, состоящая из авиатехников и пилотов. В течение полутора месяцев им будут даны теоретическая подготовка и практические навыки. А летную переподготовку наши специалисты (летчик-инструктор и два инженера) проведут с ними непосредственно в Шень-Жене. То есть обучение будет проходить непосредственно на вертолете, который будет работать в Антарктиде. «Камовские» машины изначально спроектированы для работы в экстремальных условиях, поэтому наш вертолет и на Южном полюсе подвести не должен. Для завода это большой шаг вперед и отличная реклама, так как, думаю, мировые СМИ будут освещать моменты, связанные с работой китайской экспедиции в Антарктиде.
Записала Елена КАМАЛОВА.