20 марта – 90 лет со дня подписания Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии. День образования Башкирской автономной советской социалистической республики.
Башкортостан стал первой и, как впоследствии оказалось, единственной автономной республикой Российской Федерации, возникшей на договорных началах. Это стало возможным благодаря тому, что в Башкирии к тому времени уже реально существовали властные структуры в лице Правительства автономно-демократической республики, провозглашенной Башкирским областным шуро 15 ноября 1917 года. Сейчас, в канун 91-й годовщины этого исторического события, есть повод вспомнить, как оно происходило. Башкирское областное (центральное) шуро (совет), возникшее в период революции 1917 года как представительный орган власти, избираемый на Всебашкирском курултае, предприняло энергичные меры к образованию автономной республики. В октябре — в начале ноября 1917 года оно провело уездные и волостные собрания или съезды башкир, предварительно назначив ответственных лиц по их организации. Эти съезды обсуждали вопросы создания на местах основ Башкирской автономии, строительства местных органов власти, определяли круг их задач, назначали уполномоченных для сбора налогов. Находившееся в Оренбурге шуро 11 ноября 1917 года в фармане (указе) №1 подтвердило необходимость для башкир собственного национального самоуправления. А 15 ноября Башкирское областное шуро явочным порядком приняло уже постановление о провозглашении автономии Башкортостана, которое на следующий день было объявлено фарманом №2. Его подписали председатель шуро Шариф Манатов, его заместитель Ахметзаки Валидов, секретарь шуро Шайхзада Бабич и шесть заведующих отделами шуро. В постановлении и фармане говорилось: «Башкирский областной совет объявляет башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью Российской республики». Указывалось на то, что предстоящий учредительный съезд (курултай) выработает «основные положения Конституции Башкирии».
Об этом политическом акте было сообщено в газете «Правда» под заголовком «Автономия Башкирии» и с добавлением к тексту фармана, что Башкирский совет «приступил к осуществлению автономии в пределах территории Оренбургской губернии», то есть так называемой в будущем Малой Башкирии, куда первоначально вошли все башкирские волости Оренбургской и восемь волостей Пермской губерний. Вся гражданская, судебная и административная власть на указанной территории немедленно переходила к революционным организациям Башкортостана во главе с Областным советом. Им передавались следующие функции: сохранение общественной безопасности; распоряжение народным достоянием Башкортостана — землей, недрами, лесами, водами и прочим и охрана их; сбор и расходование прямых налогов; народное образование; народное продовольствие; содержание милиции; суд. В ведение центральных учреждений передавались выборы в Учредительное Собрание; войска; почта и телеграф; железные дороги; банковские и вексельные дела; страхование; статистика и другие. Для координации действий властей и учреждений башкирской и русских территорий образовывался временный Оренбургский башкирский комиссариат.
Башкирское областное шуро и его организации развернули энергичную работу по подготовке III Башкирского съезда с тем, чтобы до открытия Учредительного Собрания утвердить на местах провозглашенную башкирскую автономию.
Третий по счету съезд вошел в историю Башкортостана как «Всебашкирский учредительный курултай (съезд)» и проходил он 1-20 декабря 1917 года в Оренбурге. В его работе приняли участие 223 делегата, среди них были не только башкиры, но и русские, мари, чуваши и татары. Председателем курултая был избран Ахметзаки Валидов. На повестку дня съезда выносились жизненно важные вопросы: национальный, земельный, продовольственный, финансовый, управление Башкортостаном, организация вооруженных сил, народное образование и другие – всего свыше 10. Новый съезд (курултай) должен был выработать основные положения о Конституции Башкортостана.
Учредительный съезд принял решение утвердить провозглашенную автономию Башкортостана на первом этапе в границах Малой Башкирии, к которой затем сделали прирезки из Уфимской и других губерний.
Обращаясь к идейным истокам башкирского национального движения, следует признать, что идея федеративной России на автономных началах населяющих ее народностей и наций со своими этнотерриториями была довольно популярной и использовалась при решении национального вопроса. В целом автономия с греческого языка переводится как самозаконие (греч. autos «сам», nomos «закон») и означает, таким образом, предоставление широкого самоуправления части государства с правом на законодательную деятельность. Реализация данного права возможна в государствах с федеративным устройством. Изучение документов, касающихся деятельности башкирского национального движения, первого башкирского парламента и правительства, приводит к выводу о том, что именно вышерассмотренное содержание вкладывали в понятие «автономия» лидеры башкирского народа в начале XX столетия.
А. ЗИНОВЬЕВ,
«Башинформ».
По материалам архивов и двухтомного издания Государственного Собрания – Курултая РБ «Парламентаризм в Башкортостане. История и современность».