Проезжающие мимо города Кумертау по трассе Уфа-Оренбург невольно обращают внимание на огромную котловину, заполненную водой. Это глубокое озеро – Кумертауский угольный разрез, точнее, что от него осталось. Когда-то в разрезе день и ночь шумели машины, суетились рабочие, но последние пятнадцать лет на большой пустынной территории царило печальное безмолвие, резко контрастирующее с той бурной деятельностью, что кипела здесь в его лучшие времена.
Наверное, так же тихо и пустынно было в этой местности до тех пор, пока геологи не обнаружили бурый уголь, в котором так нуждалась индустрия страны в тяжелые послевоенные годы. В 1946 году проводится топографическая съемка местности под строительство нового разреза, а в феврале 1947 года Министерство угольной промышленности восточных районов СССР приступает к строительству первого в Башкирии угольного разреза на Бабаевском месторождении. Тогда было решено, что наиболее перспективным и удобным будет открытый способ. Он имел ряд преимуществ перед подземным: быстрее, эффективнее, ниже по себестоимости, выше по производительности труда. К тому же при открытом способе добычи угля условия труда рабочих лучше, чем в подземных шахтах.
Освоение подземных кладовых и переработка угля начались после завершения строительства энергетического комплекса: угольный разрез – брикетная фабрика – ТЭЦ. Первый ковш угля был добыт в 1952 году. Свыше 200 миллионов тонн топлива дал разрез народному хозяйству страны и республики, пока в 1997 году Правительством Российской Федерации не было принято решение о ликвидации ОАО «Башкируголь» «как одного из самых убыточных предприятий отрасли». Вот тогда-то и стих гул машин, смолк людской говор, остановили свою работу роторные экскаваторы, драглайны, мехлопаты… Опустевший разрез постепенно стал заполняться грунтовыми водами. Какое-то время спустя в котловане разреза Федеральное агентство по энергетике «Росэнерго» и Министерство энергетики Российской Федерации провели работы по горно-технической и биологической рекультивации земель: посадили деревья, посеяли травы, сделали более пологими берега, стараясь восстановить нарушенное когда-то экологическое равновесие.
Кстати, об экологии… Кем-то когда-то был пущен слух, что купаться в водах карьера крайне опасно для здоровья, да и вообще, лучше держаться от него подальше. Радиация, мол, там чуть ли не как в Чернобыле. Два года назад слухам были противопоставлены факты: на территории бывшего угольного разреза произвели замеры радиационного фона. Измерения показали, что уровень радиации не превышает 0,02 мР\ч. Для сравнения: при флюорографии легких человек получает разовую дозу облучения 400 мР. Фоновое облучение за год (степень облучения человека за год в естественной среде) до 100 мР (при уровне естественной радиации – 0, 011 мР/ч) считается нормой.
Местные рыбаки, давно облюбовавшие карьер для ловли раков, сплетням о радиации никогда не верили. Уверенность их основывается на том, что раки очень чувствительны к загрязнению вод и обитают исключительно в чистой воде. Из грязной воды раки уходят, а если уйти некуда, погибают. Раки вообще довольно прихотливы: вода, где они обитают, должна быть пресной, а содержание кислорода в воде им нужно такое же, как и лососевым рыбам. Вывод очевиден: вода кумертауского обводненного карьера пресная, чистая, богатая кислородом, и именно эти ее характеристики привлекли внимание и деньги инвестора – ЗАО «Нугушский рыбхоз».
В настоящее время на территории бывшего разреза начал реализовываться проект по созданию садкового форелево-осетрового хозяйства мощностью от 400 тонн товарной рыбы в год. «Нугушский рыбхоз» арендовал участок площадью два гектара, провел освещение, закупил понтоны для выращивания мальков, которые уже запущены в воду. Объем инвестиций в 2012 году составил 20 миллионов рублей, общий объем составит, по предварительным подсчетам, около 127 миллионов. Реализация проекта намечена на 2012—2015 годы и предполагает создание 25 рабочих мест. Так что на карьере, начиная с прошлого года, опять начали работать люди.
Кроме того, в этом году в бывшем Кумертауском угольном разрезе, почти как в былые времена, вновь зашумели моторы грузовых машин и экскаваторов. Поводом для их появления стал еще один проект – устройство перепропускной траншеи. Дело в том, что уровень воды в карьере постепенно растет. Глубина достигла, на данный момент, 35 метров и продолжает увеличиваться. До критической отметки в 280 метров еще очень далеко, однако, уже сейчас ведутся работы по объекту «Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ на разрезе «Кумертауский» ОАО «Башкируголь». Перепропускную траншею, по которой вода будет уходить в близлежащую речку Карагайку, роют и обкладывают камнями работники ООО «Транспортник». С этим предприятием заключило государственный контракт Министерство энергетики Российской Федерации. Планируется, что объект будет сдан к концу года. Но окончание этих работ отнюдь не означает, что в бывшем угольном разрезе опять воцарится тишина, нарушаемая лишь всплеском мальков форели.
Уже давно ведутся разговоры об устройстве на территории карьера мототрассы. Площадь и рельеф вполне подходящие для такого рода занятий спортом. Тем более что кумертауский мотоклуб «Сапсан», являющийся филиалом Центра технических видов спорта имени Г. Кадырова, занимает лидирующие позиции по уровню подготовки спортсменов, и в городе неоднократно уже проводились соревнования по мотогонкам, причем не только на республиканское, но и на российское первенство. В мае этого года президент Мотоциклетной федерации Республики Башкортостан Николай Красников побывал в Кумертау. Он осмотрел территорию бывшего угольного разреза и выбрал подходящее место для строительства, пообещав помочь с продвижением этого проекта. Теперь только время покажет, вдохнет ли новая мототрасса жизнь в старый угольный разрез или он так и останется местом, где раки зимуют…
Гузель ХАНБЕКОВА.
Комментарии:
Renцo
FreeL
Andre73
FreeL
kumertay
Есть дорога со стороны пятков с объездной дороги .дорога нормальная легковая спокойно проезжает не чего не задевает днищем .
Берл
Renцo
Я имел ввиду нормальный городской благоустроенный пляж там организовать. Можно платный
sgilyin
Да хватит уже платных... куда ни сунься - въезд платный
FreeL
rem