Ка-31Очередной вертолет Ка-31, изготовленный на ОАО «КумАПП», отправится на днях в Китай. Ка-31 – уникальный вертолет радиолокационного дозора. О том, в чем его уникальность, мы узнали у Виктора Чекенева – начальника летно-испытательной станции ОАО «КумАПП».

– Виктор Владимирович, расскажите, что же такое – вертолет радиолокационного дозора?

– Вертолет радиолокационного дозора, если говорить простым языком, представляет собой «летающий локатор». Как известно, локатор – это устройство, предназначенное для определения расстояния до объекта, направления его движения и скорости бесконтактным способом. Локатор излучает определенный вид энергии (например, ультразвук или радиоволны) в направлении предполагаемого объекта, а затем по полученным отраженным сигналам определяет характеристики его движения. Принцип действия у всех локаторов одинаков.

Как правило, локаторы располагаются на земле, но правила созданы для того, чтобы их нарушать, и в 1985 году конструкторы ОКБ имени Камова начали разрабатывать вертолет Ка-31 – единственный в своем роде, не имеющий аналогов в мировом вертолетостроении.

Представьте сами, что будет, если поднять локатор на высоту: его возможности резко расширятся. На Ка-31 установлена мощная радиолокационная станция с вращающейся антенной. Вертолет барражирует на высоте около трех километров по определенной схеме и на определенной скорости. Антенна крепится к нижней части под фюзеляжем. Во время полета сначала убирается шасси, затем выпускается антенна и начинается ее вращение. Примерно за 10 секунд антенна делает полный свой оборот. Все, что находится под ним, Ка-31 засекает и передает полученную информацию на землю специальным телекодовым каналом. На земле уже решают, как использовать полученную об объектах информацию. Радиус действия локатора – сотни километров, но, несмотря на это, все, что находится в этой зоне, он засекает и сопровождает. Вертолет Ка-31 предназначен для обнаружения воздушных (в том числе и маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО.

Стоит отметить, что все оборудование, установленное в Ка-31, сделано, как говорится, по последнему слову техники и исключительно российского производства. Если заглянуть в кабину пилота, то бросится в глаза несколько цветных многофункциональных индикаторов (МФИ) и самые современные приборы, установленные вместо используемых ранее и более привычных. Сам локатор, а также остальное оборудование и комплексы, предназначенные для решения навигационных и пилотажных задач, располагаются в фюзеляже.

Нигде в мире не выпускаются подобные вертолеты. Их изготавливают только в городе Кумертау, на ОАО «КумАПП».

– Чувство гордости охватывает за родной город и завод, но все-таки, почему для выпуска Ка-31 выбрано именно ОАО «КумАПП»?

– Ответ на самом деле прост. Именно Кумертауское авиационное производственное предприятие, в отличие от остальных, полностью готово для производства подобных вертолетов, у нас есть все необходимое для этого.

Несколько лет назад мы уже изготавливали вертолеты Ка-31, тогда это был контракт с Индией. Сейчас мы производим и отправляем вертолеты в Китай.

– Каким образом осуществляется отправка?

– Процедура отправки следующая: после того, как вертолет пройдет разного рода испытания (наземные, летные, квалификационные, типовые), его на транспортном самолете ИЛ-76 отправляют в Шанхай. Самолет вмещает в себя вертолет с «прикладом». «Приклад» – это средства наземного обслуживания, необходимые, чтобы собрать и эксплуатировать вертолет. Для того чтобы загрузить его в самолет, с Ка-31 снимается редуктор, лопасти, часть хвостовой балки, шасси (чтобы уменьшить высоту), то есть вертолет частично разбирается и ставится на «ложное» шасси. В таком виде он грузится на автотрейлер и вместе со всем прикладом, который упакован в отдельную тару, направляется в аэропорт Уфы. После прохождения таможенного осмотра все грузится в зафрахтованный самолет. Время полета до Шанхая – около девяти часов. Там его встречает сборочная бригада, которая обычно вылетает дня на 2 раньше. Чтобы собрать, облетать и передать вертолет принимающей стороне, уходит около трех недель. Два вертолета уже в Китае, в конце месяца намечается отправка следующего, третьего по счету. Несмотря на возможные неблагоприятные погодные условия, постараемся уложиться с отгрузкой в планируемые сроки.

Гузель ХАНБЕКОВА.
Фото из архива ЛИСа.