К коммунальным службам у горожан всегда много претензий и вопросов. И это не касается лишь Кумертау. Проблема ЖКХ – больная мозоль всей страны. Резким скачком цен на услуги ЖКХ в некоторых регионах, дав задание незамедлительно разобраться в этом вопросе, заинтересовался даже Президент Д. Медведев. Есть и у наших коммунальщиков слабые места, не без этого. Но, справедливости ради, нужно отметить, что руководители коммунальных служб всегда идут на контакт со СМИ, чтобы все (ну, или почти все) происходящие перемены были прозрачны и понятны людям. Сегодня на наши вопросы ответит главный инженер филиала ОАО «Газ-сервис» – «Кумертаугаз» Г.А.Андрющенко.
– Геннадий Александрович, многих горожан интересует вопрос: обязательно ли заключать с вашей службой договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования?
– Нормативным документом «Правила безопасности в газовом хозяйстве» в 1994 году обязательное техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) потребителей было отменено. Это был ошибочный шаг, который мог привести к ужасным последствиям. С 1997 года в службе «Газ-сервис» было принято решение проводить техобслуживание ВДГО. Плата за эту услугу включалась в квитанцию оплаты за газ. С 2006 года порядок несколько изменился. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» и «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» диктуют нам в обязательном порядке заключать с потребителем газа договор на техническое обслуживание ВДГО. Согласно имеющемуся договору, сотрудник службы, выполнив свою работу в квартире потребителя, подписывает акт приемки оказанных услуг по техническому обслуживанию ВДГО, где есть строка: «Всего оказано работ на сумму…». Если заказчику выполнили объем работ (тех, что указаны в перечне) качественно, то он подписывает акт и только после этого оплачивает работу. Думаю, немаловажным будет особенно отметить момент, что данный вид работ могут проводить исключительно работники службы «Газ-сервис». На это есть причины. Во-первых, лицензия на услуги такого характера есть только у нас. Во-вторых, мы проводим не только техническое обслуживание, мы обеспечиваем круглосуточное дежурство диспетчерской службы, которая отправляет бригады по аварийным заявкам и локализует аварийные ситуации. Кстати, плата за аварийное обслуживание с населения не взимается.
– А если потребитель отказывается заключать договор, чем это ему грозит?
– В соответствии с правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, если договор о техническом обслуживании ВДГО со специализированной организацией не был заключен, то поставщик газа (а в нашем случае, это организация «Башкиргаз») вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по его поставке с предварительным письменным уведомлением абонента. Иными словами, газ будет попросту отключен. Кроме того, приказ «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования РФ» также предусматривает отключение газа по многим пунктам. Назову лишь некоторые. К примеру, мы вправе «отрезать» газ, если жилец произвел самовольную газификацию, выполнил перепланировку помещения, ведущую к нарушению нормальной работы ВДГО, или же газовое оборудование в квартире (доме) израсходовало свой ресурс и подлежит замене. Также при утечках газа, которые не могут быть устранены в процессе техобслуживания, согласно закону, газ должен быть отключен. В домах частного сектора стоят отопительные аппараты, работающие в автоматическом режиме. Если автоматика не исправна, это может привести к аварии. Если домовладелец в оговоренный срок не заменит неисправный прибор, то газ мы вправе отключить.
– Давайте о частном секторе поговорим подробнее. Это достаточно актуальный вопрос.
– В некоторых домах частного сектора до сих пор установлены печные газовые горелки, уже являющиеся анахронизмом. Горелка топит печь, которая в свою очередь греет помещение. Но эти печные горелки не имеют автоматики безопасности, и случаев, когда люди погибают от угарного газа, достаточно много. Печные горелки необходимо менять! От этого зависит безопасность жильцов. Не обязательно устанавливать дорогостоящий котел, но современную горелку с автоматикой поставить нужно. Стоит она порядка 1500 рублей. Согласитесь, деньги не большие, особенно когда на весах человеческая жизнь.
– С какой периодичностью должно выполняться техническое обслуживание установленного в жилом помещении газового оборудования?
– Техобслуживание газового оборудования жилых зданий должно производиться согласно периодичности, указанной в паспорте на оборудование, но не ранее одного раза в три года. По истечении установленного изготовителем срока эксплуатации газового оборудования – не реже одного раза в год. Также периодичность зависит от уровня износа газовых приборов, расположенных в жилом помещении. Еще раз отмечу, что потребитель не вправе сам менять газовые приборы (плиту, колонку), это может сделать лишь специалист. Он знает, как правильно нужно их установить. К примеру, некоторые жильцы закрывают газовые счетчики и колонки в шкафы кухонных гарнитуров. А делать этого нельзя категорически, и такие приборы мы вынуждены отключать. Поэтому при установке и переустановке оборудования так важно присутствие специалиста. Сотрудник «Газ-сервиса», выполнив работы по заявке, внесет марку нового оборудования в договор, чтобы в дальнейшем следить за сроком эксплуатации, который установил производитель. При ремонте и перепланировке квартир предлагаем горожанам обращаться в службу ВДГО нашего предприятия. Там им будут также даны рекомендации по выбору оборудования и по его замене.
– Геннадий Александрович, каков порядок оплаты за техобслуживание, что входит в состав платы?
– Сумма к оплате выставляется единовременно после выполнения работ в период, определенный по договору на техническое обслуживание ВДГО, в зависимости от установленного изготовителем сроком службы бытового газового оборудования. В состав платы входит стоимость услуг, согласно прейскуранту цен, с учетом используемых расходных материалов (лен, мастика, герметизирующие прокладки и так далее). Средства для определения утечек газа также включаются в стоимость работы. Прейскурант цен прикладывается к договору, он есть у каждого абонента.
Еще раз уточню, что слесарем и жильцом подписывается акт приемки оказанных услуг, в котором указана конечная сумма. Далее она будет включена в квитанцию оплаты за газ, в строке «техническое обслуживание». Все, как видите, предельно просто. Если же гражданин не оплатит оказанные услуги в течение трех месяцев, то организация, осуществляющая контроль в данной сфере (а в данном случае, это «Газ-сервис»), вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с обязательным письменным уведомлением об этом потребителя и поставщика газа.
Организация «Газ-сервис» – не карательный орган, стремящийся отключить от газа неплательщиков, нарушителей и т.д. Важно понять, что представитель данной организации, пришедший в ваш дом, действует исключительно для обеспечения вашей безопасности. И не заключать договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования или же не впускать слесаря в квартиру, ссылаясь на то, что «все у нас в порядке», нельзя. Этим самым вы подвергаете опасности не только свое жилье и свою жизнь, но и квартиры и жизнь ваших соседей.
Беседовала Елена КАМАЛОВА.