
Но сейчас речь не о литературе, хотя и Год литературы на дворе. Так, к слову, каким он будет, если количество часов уроков литературы и русского языка в школах неумолимо сокращается? Это что – попытка реанимировать нас как самую читающую нацию? Но, «поздно, батенька, пить боржоми, когда отвалились почки». Хотя, не буду скептиком, может, что из этой затеи и выйдет. Мединскому видней. Я вообще-то о другом.
Выйдя на работу после затяжных и по большому счёту никому не нужных каникул (хвала думцам, начали-таки рассматривать вопрос о том, чтобы значительно их сократить; поняли наконец-то, что больная экономика от этого не здоровеет!), собрав коллектив на первую планёрку, сказала: «Год обещает быть тяжёлым. Но, ребята, а когда мы жили легко?»
И правда, особо легко и вольготно мы, кажется, никогда и не жили. Ну, только если в коротком промежутке между «чёрным понедельником» (кризис 1998 года) и «чёрной пятницей» (кризис 2008 года). Да и то, тучными эти годы назвать сложно. Но, возвращаясь к заголовку, казалось бы, так плохо, как сегодня, не было никогда. А! Вот в этом-то и заковыка! Всегда кажется, что хуже уже быть не может. Может. И было, вспомним ужасные, дикие и лихие 90-е. Просто, видимо, психика человека так устроена, что переживаний хватает на месяц-два. А потом ко всему привыкаешь, подстраиваешься под обстоятельства. И всё же, горько и обидно от всего происходящего. Вроде и не мы виноваты (мерзкий Запад долго и хладнокровно готовил экономический кризис в России), а достаётся больше всего нам, «простым крестьянам».
Против нас санкции, наше правительство контрсанкции в обратку. Все ликовали вначале: «Вон как мы их!» И только теперь за голову схватились: своего-то практически ничего, оказывается, и нет. Даже семена картофеля, капусты и других овощей и то привозили из Голландии. Представитель Министерства сельского хозяйства, давая интервью журналистам «Утра России», призналась, чтобы наладить производство своих семян, нужно 10-15 лет. Что сажать, чего есть в эти годы будем? Да не навожу я страсти. О том, что «ждать изменений к лучшему от серии совещаний, созванных премьером Медведевым в условиях входа России в экономическую катастрофу, не приходится», открыто говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Да, к слову сказать, и не только он. Те из вас, кто смотрел по телевидению репортажи с ежегодного гайдаровского форума, возможно, как и я, пребывали в недоумении. Потому как растерянность власти была хорошо заметна, и прогнозов российской экономике так никто и не дал (поэтому, видимо, страшась неудобных вопросов от репортёров, отменяли один за другим общение с прессой). Зато, как метко выразился Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы, «жгли глаголом». Так, Улюкаев, министр экономического развития, буквально сказал следующее: «В кризис важно сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома, в семье и думать о здоровье. А баррели, санкции – это все преходящее».
Вот, согласна с министром на все сто! Главное – не нервничать. Но как же, как же тяжело сохранять хорошую мину при плохой игре, когда растут тарифы; гигантскими скачками растут цены на продукты (и сдержать их не может даже прокуратура); медицина в ближайшие годы, видимо, окончательно станет платной (Минздрав принял документ, определяющий, каким будет здравоохранение в 2020 году. Ой... Лучше не болеть)… И (ну, не могу обойти свою любимую тему!) Сердюков дал показания, назвав Васильеву талантливым менеджером, освобождавшим Минобороны от ненужного балласта в виде колхозов, военных городков и прочей «мелочи». Видимо, и ей вскорости медаль на пышную грудь повесят, найдут, за что.
А в остальном же, как говорил милый добрый (хотя, для шведов он злой хулиган) Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие. Скарлатина – дело житейское». По большому счёту, так и есть, кризис – дело житейское. Не впервой, выдюжим.
Елена КАМАЛОВА.
Новости Кумертау