Напомним, статья касалась сферы ЖКХ и в частности экологической реформы, которая продвигается в наших краях с большим трудом, но окружена несомненным вниманием всего населения. Вопросов по мусору и впрямь много, и нам, журналистам, тоже интересно бывает вернуться к этой теме, попытаться разобраться в тонкостях, по возможности внести ясность и расставить акценты. При этом зачастую мы сами удивляемся и недоумеваем не меньше остальных.
Нормы определены по науке
Начнём издалека. Начнём с норматива накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО), установленного в результате натурных замеров ТКО специалистами Научно-исследовательского института безопасности жизнедеятельности РБ в 2016-2017 годах. Специалисты вычислили, а Правительство Республики Башкортостан утвердило своим Постановлением от 12 октября 2017 года: для многоквартирных жилых домов он составляет 1,92 кубометра в год на человека, для индивидуального жилья – 1,95 кубометра на человека. Включая крупногабаритные отходы. И не включая так называемый строительный мусор. Региональный оператор «Эко-Сити», не являясь законодательным органом власти, не был уполномочен определять и утверждать какие бы то ни было нормативы, он просто принял эти нормативы к работе. В статье «Цивилизация дошла до точки», о которой мы упоминали в начале разговора, мы наделили регоператора этими функциями, в чём каемся. Но, согласитесь, для ситуации, сложившейся с мусором, это не принципиально.
А теперь приведём цифры: объём ТКО, вывезенных «Транспортной базой» (именно это предприятие по договору с регоператором вывозит городской мусор с 1 января 2019 года, как, впрочем, и раньше). Первая цифра – факт 2018 года, вторая – факт 2019 года (единица измерения – кубометры, приведены для сравнения, что кумертаусцы мусорят примерно с одинаковой интенсивностью во время реформы и до неё), при этом установленная законодательством норма одинакова для всех месяцев – 14043,21 кубометра.
Январь: 15319,09 – 15345,20
Февраль: 15439,18 – 14831,60
Март: 16218,19 – 16655,00
Апрель: 16096,04 – 16682,50
Май: 18213,40 – 17643,71
Июнь: 17111,06 – 17456,61
Можно было бы сгоряча предположить, что кумертаусцы мусорят больше нормы, установленной на основе научных исследований, и больше всех на свете. Но нет. Похожая ситуация сложилась и в других городах республики и даже России. Дело в том, что первоначальный размер тарифа за вывоз и утилизацию мусора был весьма высок, никому он не нравился. По настоянию врио Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова тариф снизили, но так как он был связан невидимой, но крепкой нитью с нормативами, снизились и они. В итоге ежемесячно фактически образующийся мусор превышает норматив. Кроме того, в расчёты норматива не вошли некоторые категории отходов, а они всё равно оказываются вперемешку с остальными ТКО в одних и тех же контейнерах – таков уж наш менталитет и многолетняя привычка. Разницу, вывозимую «Транспортной базой», никто не оплачивает, это убытки предприятия либо управляющих компаний ЖКХ, которые также заказывают вывоз мусора, если его накопление у контейнеров достигает катастрофических масштабов.
Что происходит, когда тарифы на другие коммунальные услуги (например, теплоснабжение) растут быстрее доходов населения, и что делается при этом для стабилизации социальной напряжённости? Разницу в виде дотаций государство компенсирует производителю коммунальных товаров и услуг, а тарифы держат в узде. Таким образом, и население терпит, и производитель не в убытках. С тарифами на вывоз ТКО такого нет.
Мусор на грани
Теперь вернёмся к вопросу классификации мусора, от которой зависит, принимает ли регоператор его к утилизации или граждане сами должны за отдельные деньги заказывать вывоз такого мусора. Классификация определена законодательно, но не спешите с выводами, прежде чем ознакомитесь со списками (они будут приведены ниже).
Твёрдыми коммунальными отходами регоператор признаёт те категории отходов, которые являются ими согласно Федеральному каталогу, утверждённому приказом Росприроднадзора №242 от 22 мая 2017 года. ТКО образуются в результате жизнедеятельности граждан, тут всё понятно, но спор вызывает обычно крупногабаритный мусор, а также пресловутый строительный.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ в разъяснении отметило, что к ТКО отнесён такой крупногабаритный мусор, как мебель, бытовая техника, а также отходы от ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА жилых помещений, который не помещается в установленные для сбора отходов контейнеры (п.2 ПП РФ №1156). Текущий ремонт в соответствии с п.3.8 Постановления Госстроя России от 5 марта 2004 года заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Согласно Правилам Госстроя от 27 сентября 2003 года, текущими признаются следующие ремонтные работы:
- штукатурка и покраска стен, потолков;
- восстановление и покрытие полов;
- ремонт лестниц, ограждений, перил;
- замена и ремонт оконных, дверных заполнений;
- заделка выбоин и трещин;
- утепление частей помещений при промерзании;
- ремонт и частичная замена труб, кранов, смесителей;
- восстановление газового оборудования;
- ремонт элементов мусоропровода;
- ремонт и замена вентиляционного оборудования;
- замена светильников, ремонт неисправностей в электрических сетях.
В то же время к ТКО не относятся отходы, образующиеся при КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Например:
- отходы строительных материалов на основе цемента, бетона, строительных растворов;
- отходы керамических материалов (черепица, кирпич, трубы);
- отходы гипсокартонных листов, шпатлёвки и мела, штукатурки;
- битумные отходы;
- отходы рубероида и толя, линолеума и полимерных плиток;
- отходы текстиля, загрязнённые цементом, раствором, бетоном;
- загрязнённые кисти, шпатели и валики.
Все эти и ряд других отходов (есть в Федеральном каталоге) не учитываются в нормативах накопления ТКО. Такой мусор должен вывозиться по отдельному договору специализированной организацией по нерегулируемым ценам.
Точку ставить рано
Выводы неоднозначны. То есть здоровенный диван можно безмятежно оставить у контейнерной площадки, а кисти в краске – нет? И когда это было, чтоб тряпки в застывшем цементе вызывали у граждан замешательство – как же их выбрасывать, а не заказать ли для этого отдельный грузовик? А обрезки линолеума при текущем ремонте полов почему-то отнесены также к той категории отходов, которые регоператор вывозить не обязан? Дело тонкое, товарищ Сухов. На «белое» и «чёрное» поделить мусор не получается, здесь мы видим пятьдесят его оттенков, а то и больше.
Кроме того, наш человек всю жизнь привык всё «выносить на помойку», без разбору. За руку его при этом не поймаешь, а в итоге мусорные площадки захламляются, и местные власти должны что-то предпринимать для уборки территории.
Точку ставить рано. Реформа идёт. А мы в следующий раз расскажем вам о некоторых отходах, которые также должны утилизироваться особым способом, но которые, увы, обычно видим на городских мусорных площадках.
Новости Кумертау