Текст доклада главы администрации:
Начало.
Борис Беляев сказал:
2011 год для администрации городского округа оказался не простым, но достаточно эффективным. Основными задачами в прошедшем году стали:
1. формирование новой команды, определение основных ориентиров в работе;
2. определение ключевых точек дальнейшего развития Кумертау по всем направлениям жизнедеятельности города;
3. поиск и привлечение инвесторов;
3. развитие имиджа города как города комфортного проживания и бизнес-развития.
Основная цель администрации – это эффективное развитие экономики города. В настоящее время город продолжает оставаться монопрофильным.
Чтобы расширить экономические возможности города, решить проблему безработицы и увеличения собственных доходов в городском бюджете, администрация работает над открытием новых производств, повышением инвестиционной привлекательности города и активным продвижением города в экономическом пространстве.
Для этого в прошлом году проведен анализ возможностей и ресурсов города, разработаны и приняты к исполнению перспективные городские программы до 2015 года. Программы четко расставляют акценты на тех направлениях, которые могут вывести город на новый уровень развития.
Отмечу, что итоги работы реального сектора экономики города в 2011 году значительно выше среднереспубликанских показателей. Объем отгруженных товаров впервые превысил 10 миллиардов рублей. Рост составил к 2010 году 21,5%. Промышленные предприятия сработали с индексом промышленного производства 129,5%. Объем валовой продукции сельского хозяйства по городскому округу за 2011 год составила 263миллиона рублей, что составляет 154% по сравнению с 2010 годом.
Рост оборота розничной торговли за прошедший год по оперативным данным составил 109% в сопоставимых ценах к 2010 году или 136 тысяч рублей на душу населения. Оборот общественного питания и платных услуг населению за отчетный год вырос незначительно — 100,3 % и 100,1 % соответственно. Система общественного питания и бытовых услуг у нас с одной стороны — требует модернизации, с другой — является практически полусвободной нишей для малого бизнеса. Среднесписочная численность работающего населения составила в 2011 году – 23 843 человека.
О предпринимательстве. Администрация, во главу угла в этом направлении деятельности ставит: поддержку проектов, кредитование, обучение, социальное взаимодействие и сотрудничество, открытие бизнес-инкубатора.
Должен отметить, что в прошлом году, как никогда, значительно укреплен стартовый трамплин для предпринимателей. Поэтому в отчетном году мы не только изучили потенциал бизнес-среды города, не только создали управляющую структуру в администрации, открыли удаленный офис «Центра микро финансирования Республики Башкортостан» и Ресурсно-кадровый центр, но и оказали финансовую поддержку малому и среднему предпринимательству в сумме 3,5 миллиона рублей, а также инвестировали 3,8 миллиона рублей в лучшие 36 стартап-проекты безработных граждан.
В республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по поддержке малого бизнеса в 2011 году (в категории городских округов с численностью населения до 100 тысяч человек) нашему городу присуждено второе место.
В систему информационного сопровождения развития предпринимательского сообщества в 2011 году вошли проекты «Бизнес-приемная», зональные семинары, форумы, круглые столы и встречи предпринимателей с руководителями госвласти, руководителями банков.
Все эти усилия направлены на выявление перспективных и уже дающих результаты проектов, которые могут усилить производственный потенциал города, дать толчок развитию новых отраслей в городе, то есть приведут к диверсификации монопрофильной экономики. Реальными результатами стали проекты, реализация которых планируется в этом году:
— открытие производства емкостного оборудования для асфальтовых заводов. Этот проект связан со строительством международной трассы, проходящей по отрезку «Бавлы-Кумертау»,
— открытие рыбного хозяйства на территории угольного разреза.
Не секрет, что в частный сектор экономики входят не только вновь образованные предприятия, но и перетекают постепенно государственные и муниципальные предприятия. В условиях рынка не все могут быть успешными, ограниченность муниципального бюджета тоже является ограничителем в развитии, в расширении предоставления услуг населению. Поэтому этот процесс неизбежен. Администрация города стремится организовать его не только в цивилизованных рамках, но старается поддержать рентабельную работу предприятия, сохранить рабочие места, уровень зарплаты, уровень качества предоставляемых услуг, организует контроль их деятельности, в том числе и с помощью горожан, общественности. Так, например, происходит с жилищно-коммунальной сферой. Ответственность за управление своим жильем отводится общественному самоуправлению: Советам многоквартирных домов и ТСЖ. На сегодня в городском округе действует 65 товариществ собственников жилья в 99 многоквартирных домах. Ведется создание Советов многоквартирных домов.
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Администрация продолжает работу по формированию нового облика нашего города, путем
— четкого планирования работ,
— проведения капитального ремонта в многоквартирных домах,
— решения вопросов со строительством социального жилья и переселения горожан из аварийного жилья,
— дальнейшего благоустройства дворовых территорий,
— замены устаревших лифтов,
— модернизации уличного освещения и водоснабжения города.
Три строительные организации городского округа:
— общество с ограниченной общественностью «Акрополь»,
— муниципальное автономное учреждение «Дорожно-озеленительных работ»,
— муниципальное унитарное предприятие «Стройзаказчик»
выполнили объем работ на 265 миллионов рублей, это 122 % к аналогичному периоду прошлого года. И благо для города, что есть собственные строительные мощности — они сохранены, загружены, ежегодно увеличивается количество рабочих мест.
Можно говорить, что в городе сформировался кластер производств строительных материалов, в который входят муниципальное унитарное предприятие «Стройиндустрия», общества с ограниченной ответственностью: «СпецСтройМатериалы», «Сандинский гипсоперерабатывающий комбинат», «Сандин», «Эко-Дом», «Урал-Лес», «Газавтоматика», «ЭСМА», «Троя».
За отчетный период в городе введено 13,5 тысяч квадратных метров жилья, это 104,8% к аналогичному периоду прошлого года. Стабильно 50% объема — это индивидуальное жилье, вводимое за счет средств населения. За счет собственных средств ведется строительство жилых домов предприятием «Акрополь». В отчетный период введено 2 пятиэтажных жилых дома по улице Гафури.
И все равно, жилищная проблема остается одной из самых острых. Выход из нее видим: во–первых, в строительстве социального жилья. На учете состоит 1 123 нуждающихся. Администрация подготовила 5 площадок для строительства. Наш город вошел в число пяти городов, в которых будет реализован проект «Учительский дом».
Второе направление — снос аварийного жилья в городе. Переселение домов ведется администрацией открыто: на сайте размещены все списки. 63 семьи из 7 ветхих дома переселены в прошлом году. В этом году планируется снос еще 5 домов. Работа по участию города в программе по переселению из ветхого жилья будет продолжена администрацией, потому что в городе 10% жилого фонда пришло в ветхое и аварийное состояние. А это 70 многоквартирных домов и около 1,5 тысячи проживающих в них человек.
Чтобы поддерживать в хорошем состоянии остальные 90% домов, мы постарались и доказали необходимость включения города в 3 адресные программы по капитальному ремонту жилья и благоустройству — в три взаимосвязанные программы, чтобы вести ремонт комплексно. Причем все программы реализованы на со финансировании, где доля местного бюджета составляет 50%.
В 2011 году в городе была реализована Республиканская программа модернизации освещения. Завершены работы по обновлению освещения на 10 улицах, освоен объем в 29 миллионов рублей, заменены свыше тысячи светильников, 50 километров проводов.
По капитальному ремонту домов и благоустройству территории в программу было включено 14 многоквартирных домов, освоен объем свыше 50 миллионов рублей. Работы велись под контролем домовых комитетов.
На благоустройство территории выделена субсидия в размере 13,5 млн. рублей. На эти средства был запланирован ремонт 27 дворов и 11 проездов городского округа. Подготовительные работы, в том числе планировка песчано-гравийной смесью, установка бордюрного камня на всех объектах выполнены, но в связи с неблагоприятными погодными условиями работы были приостановлены. Остались незавершенными работы по асфальтированию семи дворов. Работы планируется закончить в этом году.
В 2011 году в городе была реализована Республиканская программа по замене устаревших лифтов. Заменено 4 лифта в доме по ул. Бабаевская,12. Замена одного лифта обходится в 1,5 млн. руб. – освоено 6 млн.руб.
Начаты крайне необходимые работы для стабильного водо- и теплоснабжения города – это :
— модернизация водозабора «Мокрый лог», работы выполнены, освоено 15 миллионов рублей,
— реконструкция оборудования центрального теплового пункта, объем финансирования – 5 миллионов рублей.
На 2012 год в жилищно-коммунальном хозяйстве города разработана система программных мероприятий с примерным объемом финансирования 42 миллиона рублей из средств местного бюджета.
Должен еще раз заострить ваше внимание, что сегодня все проблемы в городе решаются только путем «вхождения» в программы, обеспеченные финансированием. Собственных доходов для выполнения полномочий администрации не хватает.
Бюджет на выполнение полномочий на 2011 год был принят Советом с доходами и расходными обязательствами равными чуть больше 1 млрд.руб.
По мере реализации антикризисных мероприятий в течение года несколько раз производились уточнения бюджета.
Поступления в бюджет за отчётный год составили 101% к плану. Соответственно: уровень бюджетной обеспеченности на 1 жителя города составил 14,9 тысяч рублей — рост к уровню 2010 года -32%.
В целом, расходы бюджета обеспечили выполнение основных расходных обязательств, не подлежащих сокращению:
— оплата труда и социальные обязательства перед гражданами,
— оплата коммунальных услуг,
— со финансирование адресных целевых программ,
— реализация приоритетных программ и проектов в социальной сфере.
Бюджет остался социально ориентированным, так как приоритетными направлениями расходов бюджета города по-прежнему являлись отрасли образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта — исполнение составило 72% от общего объёма расходов, это свыше 700 млн. руб.
Социальная сфера, безусловно, направлена на социальную поддержку и повышение качества жизни населения.
В городе Кумертау на развитие системы образования в прошлом году направлено 69 % (процентов) расходной части муниципального бюджета. Высокие затраты на образовательную сферу оправдывают себя – это прямые инвестиции в будущее.
Кумертау – единственный город в Республике не испытывающий проблемы нехватки мест в детских садах. Детские сады рассчитаны на 4 031 место, а посещают их 3 484 ребенка. Тем не менее, администрация города работает над тем, чтобы недостатка мест не было и впредь, учитывая демографическую ситуацию. Таким образом, планируется строительство детского сада в селе Маячный на 120 мест.
В течение полугода в детском саду №17 «Аленький цветочек» были открыты две группы для детей младшего возраста, в результате освобожденных помещений информационно – методическим центром, который в результате реорганизации вошел в состав «Управления образования».
В 2011 году для муниципальных бюджетных и автономных детских садов приобретены мебели, оборудования - на сумму более 610 тысяч рублей.
На капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений было выделено и освоено 7 млн.940 тыс. руб. из муниципального и республиканского бюджета. По сравнению с 2010 годом - это больше на 5 млн. 364 тыс. руб. Тем не менее, часть задач, связанная с ремонтом системы отопления и водоснабжения, кровли найдет свое решение в этом году.
В городе функционируют 17 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждения: 11 средних школ, 2 начальные школы, 2 гимназии и лицей, 1 вечерняя школа. 2 школы в прошлом году стали муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями.
В 2011 году численность детей и подростков, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составила 7 020 человек. Из них обучалось в сельской местности 378 детей.
Школы города обеспечивают достаточно высокий уровень знаний. Только за прошедший год у нас 12 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся школы №1 и Башкирской республиканской гимназии-интерната №3, как победители Всероссийского конкурса социальных проектов, на космодроме «Байконур» наблюдали успешный запуск ракеты-носителя «Союз».
Все выпускники 11 классов, сдававших ЕГЭ, получили в 2011 году аттестаты о среднем (полном) образовании. 27 из них награждены золотыми, а 63 – серебряными медалями «За особые успехи в учении». Поступление в высшие учебные заведения составляет 72%.
В рамках республиканской программы «Теплая школа» в школе №5 произведены капитальный ремонт кровли и замена оконных блоков на сумму 1 млн 300 тыс. руб.
Для Гимназии №1 в рамках Федеральной целевой программы модернизации общего образования приобретено учебно-лабораторное оборудование в кабинет химии на сумму более 400 тыс. руб. и 13 единиц оргтехники, для школы №3 с углубленным изучением предметов.
Дополнительным образованием охвачены 9 344 ребенка от 5 до 18 лет – это 91,2% от общего количества детей.
Воспитанники всех учреждений дополнительного образования в течение года становились призерами и победителями Республиканских и Всероссийских соревнований. Центр детского творчества в 2011 стал организатором первого Республиканского Фестиваля детских театров моды — «Планета красоты».
Организация отдыха и оздоровления детей — этот вопрос стоит в одном ряду с вопросами образования и воспитания подрастающего поколения и является одним из приоритетных направлений социальной сферы.
За летние месяцы поправили свое здоровье и отдохнули 6 092 ребенка, из них оздоровлено:
— детей-сирот — 362;
— детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой –90,
— детей из многодетных, малообеспеченных и неполных семей –151;
— детей, состоящих на внутри школьном учете – 68.
На республиканском межведомственном смотре-конкурсе организаций отдыха и оздоровления детей на звание «Лучший лагерь Республики Башкортостан» Центр дневного пребывания детей на базе Детско-юношеской спортивной школы занял I место в номинации «Учреждения дополнительного образования».
Муниципальное учреждение «Молодежный подростковый центр «Самоцветы» получил диплом за лучший профильный лагерь с программой форума «Молодая Россия, вперед!». Такой форум для активной молодежи был проведен впервые и был направлен на воспитание гражданской активности и общественной инициативы.
Дипломом Федерации профсоюзов удостоена воспитательная система детского оздоровительного лагеря «Ласточкино гнездо», находящегося в хозяйственном ведении предприятия «Межрайкоммунводоканал».
В 2011 году Управление образования городского округа город Кумертау:
— заняло I место за лучшую организацию профилактической работы среди отделов образования Республики;
— завоевало Гран-при среди органов управления образованием Республики на лучшую организацию антинаркотической работы;
— получило диплом Министерства образования Республики Башкортостан за лучшую муниципальную программу развития системы дошкольного образования.
Управление образования, совместно с Министерством образования Республики Башкортостан, в 2011 году провели в городе Республиканский семинар для учреждений дополнительного образования.
К сожалению, параллельно с успехами остаются и проблемы:
1. организация школьного питания. Для решения этого вопроса была подготовлена и проходит согласование «Программа школьного питания». Система организации детского питания требует качественного изменения, и будет находиться на постоянном контроле администрации городского округа;
2. 10% состава педагогических кадров – это пенсионеры – необходим приток молодежи и молодых специалистов;
3. необходимость большого объема ремонтных работ, обновления оборудования, мебели, инвентаря учреждений образования.
Профессиональное образование и кадровая политика. В городе создана система непрерывного образования: молодежь может продолжить свое обучение на любой ступени и получить любую из 37 специальностей в 11 учреждениях профессионального образования, из них: 3 начальных, 5 средних и 3 высших образовательных учреждения. В них обучаются около 6 тысяч учащихся и студентов.
Сложившаяся в городе система профессионального образования и наличие большого числа учреждений, безусловно, повышает научно-интеллектуальный потенциал города и является стратегическим фактором развития города. Студенчество, его традиции и проекты, стали неотъемлемой частью жизни города и горожан.
Но не всегда выпускники с дипломом могут устроиться на работу. Основные причины – это нехватка рабочих мест в городе, нежелание работодателей брать на работу специалистов без стажа и дисбаланс между необходимыми и имеющимися специалистами. Решение проблемы мы видим в создании единой кадровой политики в городе, которая бы учитывала потребности работодателей и города и возможности образовательных учреждений. В настоящий момент разрабатывается муниципальная программа развития кадровой политики. Немаловажная роль в создаваемой системе отведена открытому в конце прошлого года Ресурсному информационно-кадровому центру. В его ведении находятся вопросы профориентации школьников, аттестации и переобучения, повышения квалификации, создание и работа с кадровым резервом разного уровня и сфер, работа молодежной школы управления, консультации и сотрудничество с Центром занятости населения.
<...>
1. формирование новой команды, определение основных ориентиров в работе;
2. определение ключевых точек дальнейшего развития Кумертау по всем направлениям жизнедеятельности города;
3. поиск и привлечение инвесторов;
3. развитие имиджа города как города комфортного проживания и бизнес-развития.
Основная цель администрации – это эффективное развитие экономики города. В настоящее время город продолжает оставаться монопрофильным.
Чтобы расширить экономические возможности города, решить проблему безработицы и увеличения собственных доходов в городском бюджете, администрация работает над открытием новых производств, повышением инвестиционной привлекательности города и активным продвижением города в экономическом пространстве.
Для этого в прошлом году проведен анализ возможностей и ресурсов города, разработаны и приняты к исполнению перспективные городские программы до 2015 года. Программы четко расставляют акценты на тех направлениях, которые могут вывести город на новый уровень развития.
Отмечу, что итоги работы реального сектора экономики города в 2011 году значительно выше среднереспубликанских показателей. Объем отгруженных товаров впервые превысил 10 миллиардов рублей. Рост составил к 2010 году 21,5%. Промышленные предприятия сработали с индексом промышленного производства 129,5%. Объем валовой продукции сельского хозяйства по городскому округу за 2011 год составила 263миллиона рублей, что составляет 154% по сравнению с 2010 годом.
Рост оборота розничной торговли за прошедший год по оперативным данным составил 109% в сопоставимых ценах к 2010 году или 136 тысяч рублей на душу населения. Оборот общественного питания и платных услуг населению за отчетный год вырос незначительно — 100,3 % и 100,1 % соответственно. Система общественного питания и бытовых услуг у нас с одной стороны — требует модернизации, с другой — является практически полусвободной нишей для малого бизнеса. Среднесписочная численность работающего населения составила в 2011 году – 23 843 человека.
О предпринимательстве. Администрация, во главу угла в этом направлении деятельности ставит: поддержку проектов, кредитование, обучение, социальное взаимодействие и сотрудничество, открытие бизнес-инкубатора.
Должен отметить, что в прошлом году, как никогда, значительно укреплен стартовый трамплин для предпринимателей. Поэтому в отчетном году мы не только изучили потенциал бизнес-среды города, не только создали управляющую структуру в администрации, открыли удаленный офис «Центра микро финансирования Республики Башкортостан» и Ресурсно-кадровый центр, но и оказали финансовую поддержку малому и среднему предпринимательству в сумме 3,5 миллиона рублей, а также инвестировали 3,8 миллиона рублей в лучшие 36 стартап-проекты безработных граждан.
В республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по поддержке малого бизнеса в 2011 году (в категории городских округов с численностью населения до 100 тысяч человек) нашему городу присуждено второе место.
В систему информационного сопровождения развития предпринимательского сообщества в 2011 году вошли проекты «Бизнес-приемная», зональные семинары, форумы, круглые столы и встречи предпринимателей с руководителями госвласти, руководителями банков.
Все эти усилия направлены на выявление перспективных и уже дающих результаты проектов, которые могут усилить производственный потенциал города, дать толчок развитию новых отраслей в городе, то есть приведут к диверсификации монопрофильной экономики. Реальными результатами стали проекты, реализация которых планируется в этом году:
— открытие производства емкостного оборудования для асфальтовых заводов. Этот проект связан со строительством международной трассы, проходящей по отрезку «Бавлы-Кумертау»,
— открытие рыбного хозяйства на территории угольного разреза.
Не секрет, что в частный сектор экономики входят не только вновь образованные предприятия, но и перетекают постепенно государственные и муниципальные предприятия. В условиях рынка не все могут быть успешными, ограниченность муниципального бюджета тоже является ограничителем в развитии, в расширении предоставления услуг населению. Поэтому этот процесс неизбежен. Администрация города стремится организовать его не только в цивилизованных рамках, но старается поддержать рентабельную работу предприятия, сохранить рабочие места, уровень зарплаты, уровень качества предоставляемых услуг, организует контроль их деятельности, в том числе и с помощью горожан, общественности. Так, например, происходит с жилищно-коммунальной сферой. Ответственность за управление своим жильем отводится общественному самоуправлению: Советам многоквартирных домов и ТСЖ. На сегодня в городском округе действует 65 товариществ собственников жилья в 99 многоквартирных домах. Ведется создание Советов многоквартирных домов.
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Администрация продолжает работу по формированию нового облика нашего города, путем
— четкого планирования работ,
— проведения капитального ремонта в многоквартирных домах,
— решения вопросов со строительством социального жилья и переселения горожан из аварийного жилья,
— дальнейшего благоустройства дворовых территорий,
— замены устаревших лифтов,
— модернизации уличного освещения и водоснабжения города.
Три строительные организации городского округа:
— общество с ограниченной общественностью «Акрополь»,
— муниципальное автономное учреждение «Дорожно-озеленительных работ»,
— муниципальное унитарное предприятие «Стройзаказчик»
выполнили объем работ на 265 миллионов рублей, это 122 % к аналогичному периоду прошлого года. И благо для города, что есть собственные строительные мощности — они сохранены, загружены, ежегодно увеличивается количество рабочих мест.
Можно говорить, что в городе сформировался кластер производств строительных материалов, в который входят муниципальное унитарное предприятие «Стройиндустрия», общества с ограниченной ответственностью: «СпецСтройМатериалы», «Сандинский гипсоперерабатывающий комбинат», «Сандин», «Эко-Дом», «Урал-Лес», «Газавтоматика», «ЭСМА», «Троя».
За отчетный период в городе введено 13,5 тысяч квадратных метров жилья, это 104,8% к аналогичному периоду прошлого года. Стабильно 50% объема — это индивидуальное жилье, вводимое за счет средств населения. За счет собственных средств ведется строительство жилых домов предприятием «Акрополь». В отчетный период введено 2 пятиэтажных жилых дома по улице Гафури.
И все равно, жилищная проблема остается одной из самых острых. Выход из нее видим: во–первых, в строительстве социального жилья. На учете состоит 1 123 нуждающихся. Администрация подготовила 5 площадок для строительства. Наш город вошел в число пяти городов, в которых будет реализован проект «Учительский дом».
Второе направление — снос аварийного жилья в городе. Переселение домов ведется администрацией открыто: на сайте размещены все списки. 63 семьи из 7 ветхих дома переселены в прошлом году. В этом году планируется снос еще 5 домов. Работа по участию города в программе по переселению из ветхого жилья будет продолжена администрацией, потому что в городе 10% жилого фонда пришло в ветхое и аварийное состояние. А это 70 многоквартирных домов и около 1,5 тысячи проживающих в них человек.
Чтобы поддерживать в хорошем состоянии остальные 90% домов, мы постарались и доказали необходимость включения города в 3 адресные программы по капитальному ремонту жилья и благоустройству — в три взаимосвязанные программы, чтобы вести ремонт комплексно. Причем все программы реализованы на со финансировании, где доля местного бюджета составляет 50%.
В 2011 году в городе была реализована Республиканская программа модернизации освещения. Завершены работы по обновлению освещения на 10 улицах, освоен объем в 29 миллионов рублей, заменены свыше тысячи светильников, 50 километров проводов.
По капитальному ремонту домов и благоустройству территории в программу было включено 14 многоквартирных домов, освоен объем свыше 50 миллионов рублей. Работы велись под контролем домовых комитетов.
На благоустройство территории выделена субсидия в размере 13,5 млн. рублей. На эти средства был запланирован ремонт 27 дворов и 11 проездов городского округа. Подготовительные работы, в том числе планировка песчано-гравийной смесью, установка бордюрного камня на всех объектах выполнены, но в связи с неблагоприятными погодными условиями работы были приостановлены. Остались незавершенными работы по асфальтированию семи дворов. Работы планируется закончить в этом году.
В 2011 году в городе была реализована Республиканская программа по замене устаревших лифтов. Заменено 4 лифта в доме по ул. Бабаевская,12. Замена одного лифта обходится в 1,5 млн. руб. – освоено 6 млн.руб.
Начаты крайне необходимые работы для стабильного водо- и теплоснабжения города – это :
— модернизация водозабора «Мокрый лог», работы выполнены, освоено 15 миллионов рублей,
— реконструкция оборудования центрального теплового пункта, объем финансирования – 5 миллионов рублей.
На 2012 год в жилищно-коммунальном хозяйстве города разработана система программных мероприятий с примерным объемом финансирования 42 миллиона рублей из средств местного бюджета.
Должен еще раз заострить ваше внимание, что сегодня все проблемы в городе решаются только путем «вхождения» в программы, обеспеченные финансированием. Собственных доходов для выполнения полномочий администрации не хватает.
Бюджет на выполнение полномочий на 2011 год был принят Советом с доходами и расходными обязательствами равными чуть больше 1 млрд.руб.
По мере реализации антикризисных мероприятий в течение года несколько раз производились уточнения бюджета.
Поступления в бюджет за отчётный год составили 101% к плану. Соответственно: уровень бюджетной обеспеченности на 1 жителя города составил 14,9 тысяч рублей — рост к уровню 2010 года -32%.
В целом, расходы бюджета обеспечили выполнение основных расходных обязательств, не подлежащих сокращению:
— оплата труда и социальные обязательства перед гражданами,
— оплата коммунальных услуг,
— со финансирование адресных целевых программ,
— реализация приоритетных программ и проектов в социальной сфере.
Бюджет остался социально ориентированным, так как приоритетными направлениями расходов бюджета города по-прежнему являлись отрасли образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта — исполнение составило 72% от общего объёма расходов, это свыше 700 млн. руб.
Социальная сфера, безусловно, направлена на социальную поддержку и повышение качества жизни населения.
В городе Кумертау на развитие системы образования в прошлом году направлено 69 % (процентов) расходной части муниципального бюджета. Высокие затраты на образовательную сферу оправдывают себя – это прямые инвестиции в будущее.
Кумертау – единственный город в Республике не испытывающий проблемы нехватки мест в детских садах. Детские сады рассчитаны на 4 031 место, а посещают их 3 484 ребенка. Тем не менее, администрация города работает над тем, чтобы недостатка мест не было и впредь, учитывая демографическую ситуацию. Таким образом, планируется строительство детского сада в селе Маячный на 120 мест.
В течение полугода в детском саду №17 «Аленький цветочек» были открыты две группы для детей младшего возраста, в результате освобожденных помещений информационно – методическим центром, который в результате реорганизации вошел в состав «Управления образования».
В 2011 году для муниципальных бюджетных и автономных детских садов приобретены мебели, оборудования - на сумму более 610 тысяч рублей.
На капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений было выделено и освоено 7 млн.940 тыс. руб. из муниципального и республиканского бюджета. По сравнению с 2010 годом - это больше на 5 млн. 364 тыс. руб. Тем не менее, часть задач, связанная с ремонтом системы отопления и водоснабжения, кровли найдет свое решение в этом году.
В городе функционируют 17 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждения: 11 средних школ, 2 начальные школы, 2 гимназии и лицей, 1 вечерняя школа. 2 школы в прошлом году стали муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями.
В 2011 году численность детей и подростков, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составила 7 020 человек. Из них обучалось в сельской местности 378 детей.
Школы города обеспечивают достаточно высокий уровень знаний. Только за прошедший год у нас 12 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся школы №1 и Башкирской республиканской гимназии-интерната №3, как победители Всероссийского конкурса социальных проектов, на космодроме «Байконур» наблюдали успешный запуск ракеты-носителя «Союз».
Все выпускники 11 классов, сдававших ЕГЭ, получили в 2011 году аттестаты о среднем (полном) образовании. 27 из них награждены золотыми, а 63 – серебряными медалями «За особые успехи в учении». Поступление в высшие учебные заведения составляет 72%.
В рамках республиканской программы «Теплая школа» в школе №5 произведены капитальный ремонт кровли и замена оконных блоков на сумму 1 млн 300 тыс. руб.
Для Гимназии №1 в рамках Федеральной целевой программы модернизации общего образования приобретено учебно-лабораторное оборудование в кабинет химии на сумму более 400 тыс. руб. и 13 единиц оргтехники, для школы №3 с углубленным изучением предметов.
Дополнительным образованием охвачены 9 344 ребенка от 5 до 18 лет – это 91,2% от общего количества детей.
Воспитанники всех учреждений дополнительного образования в течение года становились призерами и победителями Республиканских и Всероссийских соревнований. Центр детского творчества в 2011 стал организатором первого Республиканского Фестиваля детских театров моды — «Планета красоты».
Организация отдыха и оздоровления детей — этот вопрос стоит в одном ряду с вопросами образования и воспитания подрастающего поколения и является одним из приоритетных направлений социальной сферы.
За летние месяцы поправили свое здоровье и отдохнули 6 092 ребенка, из них оздоровлено:
— детей-сирот — 362;
— детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой –90,
— детей из многодетных, малообеспеченных и неполных семей –151;
— детей, состоящих на внутри школьном учете – 68.
На республиканском межведомственном смотре-конкурсе организаций отдыха и оздоровления детей на звание «Лучший лагерь Республики Башкортостан» Центр дневного пребывания детей на базе Детско-юношеской спортивной школы занял I место в номинации «Учреждения дополнительного образования».
Муниципальное учреждение «Молодежный подростковый центр «Самоцветы» получил диплом за лучший профильный лагерь с программой форума «Молодая Россия, вперед!». Такой форум для активной молодежи был проведен впервые и был направлен на воспитание гражданской активности и общественной инициативы.
Дипломом Федерации профсоюзов удостоена воспитательная система детского оздоровительного лагеря «Ласточкино гнездо», находящегося в хозяйственном ведении предприятия «Межрайкоммунводоканал».
В 2011 году Управление образования городского округа город Кумертау:
— заняло I место за лучшую организацию профилактической работы среди отделов образования Республики;
— завоевало Гран-при среди органов управления образованием Республики на лучшую организацию антинаркотической работы;
— получило диплом Министерства образования Республики Башкортостан за лучшую муниципальную программу развития системы дошкольного образования.
Управление образования, совместно с Министерством образования Республики Башкортостан, в 2011 году провели в городе Республиканский семинар для учреждений дополнительного образования.
К сожалению, параллельно с успехами остаются и проблемы:
1. организация школьного питания. Для решения этого вопроса была подготовлена и проходит согласование «Программа школьного питания». Система организации детского питания требует качественного изменения, и будет находиться на постоянном контроле администрации городского округа;
2. 10% состава педагогических кадров – это пенсионеры – необходим приток молодежи и молодых специалистов;
3. необходимость большого объема ремонтных работ, обновления оборудования, мебели, инвентаря учреждений образования.
Профессиональное образование и кадровая политика. В городе создана система непрерывного образования: молодежь может продолжить свое обучение на любой ступени и получить любую из 37 специальностей в 11 учреждениях профессионального образования, из них: 3 начальных, 5 средних и 3 высших образовательных учреждения. В них обучаются около 6 тысяч учащихся и студентов.
Сложившаяся в городе система профессионального образования и наличие большого числа учреждений, безусловно, повышает научно-интеллектуальный потенциал города и является стратегическим фактором развития города. Студенчество, его традиции и проекты, стали неотъемлемой частью жизни города и горожан.
Но не всегда выпускники с дипломом могут устроиться на работу. Основные причины – это нехватка рабочих мест в городе, нежелание работодателей брать на работу специалистов без стажа и дисбаланс между необходимыми и имеющимися специалистами. Решение проблемы мы видим в создании единой кадровой политики в городе, которая бы учитывала потребности работодателей и города и возможности образовательных учреждений. В настоящий момент разрабатывается муниципальная программа развития кадровой политики. Немаловажная роль в создаваемой системе отведена открытому в конце прошлого года Ресурсному информационно-кадровому центру. В его ведении находятся вопросы профориентации школьников, аттестации и переобучения, повышения квалификации, создание и работа с кадровым резервом разного уровня и сфер, работа молодежной школы управления, консультации и сотрудничество с Центром занятости населения.
<...>