День космонавтики. Грустный праздник.
#1
Отправлено 12 апреля 2010 - 19:17
С праздником, господа!
Правда праздник этот весьма грустный... И не потому, что произошла катастрофа с польским бортом №1...
Грустно от другого... Вот, проверьте меня:
1957 год - начало космической эры, первый успешный запуск искусственного спутника Земли;
через 2 года, в 1959 году - первый искусственный спутник Солнца;
через 2 года, в 1961 году - первый человек в космосе, первый снимок Земли вторым космонавтом, начало межпланетных запусков (пуск автоматической межпланетной станции (АМС) в сторону Венеры)
1962 - первый пуск АМС "Марс-1" в сторону Марса. В 1963 г. станция "Марс-1" впервые осуществила пролет Марса. В этом же году совершен первый групповой полет космонавтов на двух кораблях.
1963 - первый полет женщины-космонавта.
1964 - первый полет многоместного космического корабля, первый полет без скафандров.
1965 - первый выход человека в открытый Космос и его свободный полет в космическом пространстве.
1965 - Ракета-носитель УР-500, впоследствии названная "Протон", вывела на орбиту Земли советские тяжелые спутники "Протон-1" и "Протон-2" для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий.
1966 - первый перелет космического аппарата с земли на другую планету: АМС "Венера-3" достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. В этом же году автоматическая станция "Луна-9" первой совершила мягкую посадку на поверхность луны, после чего передала панорамное изображение поверхности Луны. А станция "Луна-10" стала первым спутником Луны.
1967 - первая автоматическая стыковка беспилотных космических кораблей.
1968 - год первого облета Луны космическим кораблем "Зонд-5" с живыми существами (черепахами) на борту, с благополучным возвращением на Землю. В этом и следующем году были также успешно выполнены полеты кораблей "Зонд-6" и "Зонд-7".
1969 - создание первой экспериментальной орбитальной станции: впервые был осуществлен перезод космонавтов с одного корабля на другой.
1970 - год полета на Луну АМС "Луна-16" и "Луна-17", с доставкой на Землю образцов Лунного грунта и исследованиями, выполненными самоходным аппаратом "Луноход-1".
и с 1971-и по сей день всё, что у нас есть - работа на орбите долговременных орбитальных станций, от первой в мире пилотируемой орбитальной станции "Салют" (запуск РН "Протон" со станцией "Салют" в апреле 1971), до сегодняшней МКС.
Пилотируемые полёты за пределы земной орбиты выполнялись только астронавтами США по лунной пилотируемой космической программе «Аполлон». Первый полёт за пределы орбиты Земли выполнил в 1968 году экипаж космического корабля «Аполлон-8», совершивший облёт Луны. Посадка на Луну и возвращение на Землю выполнялась 6 раз астронавтами из экипажей кораблей США «Аполлон-11—17» (за исключением «Аполлон-13») с 16 июля 1969 года. Американская лунная пилотируемая программа была свёрнута после декабря 1972 года. В те же времена т. н. «лунной гонки» СССР много лет разрабатывал собственные лунно-облётную и лунно-посадочную пилотируемые космические программы, но, несмотря на полное выполнение в автоматическом режиме первой и высокую степень готовности второй, не завершил их.
То есть, за какие-то 15 лет мы прошли путь от первого искусственного спутника Земли, до полёта на Луну. А за следующие 38 лет нифига особо нового не достигли... К чему бы это?
Правда праздник этот весьма грустный... И не потому, что произошла катастрофа с польским бортом №1...
Грустно от другого... Вот, проверьте меня:
1957 год - начало космической эры, первый успешный запуск искусственного спутника Земли;
через 2 года, в 1959 году - первый искусственный спутник Солнца;
через 2 года, в 1961 году - первый человек в космосе, первый снимок Земли вторым космонавтом, начало межпланетных запусков (пуск автоматической межпланетной станции (АМС) в сторону Венеры)
1962 - первый пуск АМС "Марс-1" в сторону Марса. В 1963 г. станция "Марс-1" впервые осуществила пролет Марса. В этом же году совершен первый групповой полет космонавтов на двух кораблях.
1963 - первый полет женщины-космонавта.
1964 - первый полет многоместного космического корабля, первый полет без скафандров.
1965 - первый выход человека в открытый Космос и его свободный полет в космическом пространстве.
1965 - Ракета-носитель УР-500, впоследствии названная "Протон", вывела на орбиту Земли советские тяжелые спутники "Протон-1" и "Протон-2" для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий.
1966 - первый перелет космического аппарата с земли на другую планету: АМС "Венера-3" достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. В этом же году автоматическая станция "Луна-9" первой совершила мягкую посадку на поверхность луны, после чего передала панорамное изображение поверхности Луны. А станция "Луна-10" стала первым спутником Луны.
1967 - первая автоматическая стыковка беспилотных космических кораблей.
1968 - год первого облета Луны космическим кораблем "Зонд-5" с живыми существами (черепахами) на борту, с благополучным возвращением на Землю. В этом и следующем году были также успешно выполнены полеты кораблей "Зонд-6" и "Зонд-7".
1969 - создание первой экспериментальной орбитальной станции: впервые был осуществлен перезод космонавтов с одного корабля на другой.
1970 - год полета на Луну АМС "Луна-16" и "Луна-17", с доставкой на Землю образцов Лунного грунта и исследованиями, выполненными самоходным аппаратом "Луноход-1".
и с 1971-и по сей день всё, что у нас есть - работа на орбите долговременных орбитальных станций, от первой в мире пилотируемой орбитальной станции "Салют" (запуск РН "Протон" со станцией "Салют" в апреле 1971), до сегодняшней МКС.
Пилотируемые полёты за пределы земной орбиты выполнялись только астронавтами США по лунной пилотируемой космической программе «Аполлон». Первый полёт за пределы орбиты Земли выполнил в 1968 году экипаж космического корабля «Аполлон-8», совершивший облёт Луны. Посадка на Луну и возвращение на Землю выполнялась 6 раз астронавтами из экипажей кораблей США «Аполлон-11—17» (за исключением «Аполлон-13») с 16 июля 1969 года. Американская лунная пилотируемая программа была свёрнута после декабря 1972 года. В те же времена т. н. «лунной гонки» СССР много лет разрабатывал собственные лунно-облётную и лунно-посадочную пилотируемые космические программы, но, несмотря на полное выполнение в автоматическом режиме первой и высокую степень готовности второй, не завершил их.
То есть, за какие-то 15 лет мы прошли путь от первого искусственного спутника Земли, до полёта на Луну. А за следующие 38 лет нифига особо нового не достигли... К чему бы это?
#2
Отправлено 12 апреля 2010 - 20:28
А помоему они там встретили вогонов, и отправили кого-то получать разрешение на полеты за пределы орбиты земли.
Да и вообще есть мнение, что это банально не несет экономической выгоды, а времена гонки вооружений закончились, и теперь просто незачем гнаться. Обидно((
Да и вообще есть мнение, что это банально не несет экономической выгоды, а времена гонки вооружений закончились, и теперь просто незачем гнаться. Обидно((
#3
Отправлено 12 апреля 2010 - 21:22
Цитата
То есть, за какие-то 15 лет мы прошли путь от первого искусственного спутника Земли, до полёта на Луну. А за следующие 38 лет нифига особо нового не достигли... К чему бы это?
Просто прибыли нет, вот амирекосы слетали на Луну кучу бабок потратили, а научной и комерческой прибыли очень мало.
Сообщение отредактировал Lkj.D11: 12 апреля 2010 - 21:23
#4
Отправлено 13 апреля 2010 - 09:57
Боюсь, что космонавтика больше всего даёт науке, не приносящей коммерческой прибыли...
#5
Отправлено 13 апреля 2010 - 20:00
Master Boo,
межпланетная пилотируемая
так точнее будет.
А вообще, кроме вышесказанного "накукуй нам ето надо?", есть ещё такой момент -- на жрд летать грустно, а на ярд страшно.
Цитата
Боюсь, что
межпланетная пилотируемая
Цитата
космонавтика больше всего даёт науке, не приносящей коммерческой прибыли...
так точнее будет.
А вообще, кроме вышесказанного "накукуй нам ето надо?", есть ещё такой момент -- на жрд летать грустно, а на ярд страшно.
#7
Отправлено 14 апреля 2010 - 14:49
Master Boo, неа -- юзали (и продолжают) энергоустановки. Двигуны дальше наземных испытаний не пошли.
#8
Отправлено 14 апреля 2010 - 16:11
Sleeper.713, имею ввиду, что они были предназначены для межпланетных полётов, и были готовы... просто лунную программу свернули техничненько... а на сегодняшних кораблях и спутниках применяют ещё ионные, пламенные и электрические ракетные двигатели... только всё это разработано ещё тогда, а сейчас доведено до стандартного применения... те же ЯРД нескольких разновидностей есть... часть наиболее эффективных как раз до сих пор дорабатывают... Но они в основном как маршевики при межпланетке могут использоваться...
#9
Отправлено 14 апреля 2010 - 18:18
Master Boo,
в рамках бывшей лунной программы использование ярд не предполагалось. ни нами ни американцами.
некорректно. правильнее будет сказать что данные типы двигателей непрерывно эволюционируют.
угу. в музее.
неа. разрабатывают заново. тема всплыла несколько лет назад когда буш объявил "созвездие". но потом случился крызыс :(
не "в основном" а "только как" -- радиация, знаете ли...
Цитата
просто лунную программу свернули техничненько...
в рамках бывшей лунной программы использование ярд не предполагалось. ни нами ни американцами.
Цитата
ионные, пламенные и электрические ракетные двигатели... только всё это разработано ещё тогда, а сейчас доведено до стандартного применения...
некорректно. правильнее будет сказать что данные типы двигателей непрерывно эволюционируют.
Цитата
те же ЯРД нескольких разновидностей есть..
угу. в музее.
Цитата
часть наиболее эффективных как раз до сих пор дорабатывают...
неа. разрабатывают заново. тема всплыла несколько лет назад когда буш объявил "созвездие". но потом случился крызыс :(
Цитата
Но они в основном как маршевики при межпланетке могут использоваться...
не "в основном" а "только как" -- радиация, знаете ли...
#10
Отправлено 15 апреля 2010 - 08:22
Sleeper.713, точно не помню, на какие-то можно и как разгонные на РН использовать... Какая-то разновидность была... там типа на твёрдом, жидком или газообразном рабочем теле - какой-то из вариантов годился для атмосферы...
#12
Отправлено 15 апреля 2010 - 13:25
Master Boo,
ето типы активной зоны. причём последние два существуют только в виде теории и конструкторы щаз даже не представляют как их воплотить в металле.
хм. если в активной зоне радиоактивная гадость то через сопло её полюбому вынесет.
Цитата
там типа на твёрдом, жидком или газообразном рабочем теле
ето типы активной зоны. причём последние два существуют только в виде теории и конструкторы щаз даже не представляют как их воплотить в металле.
Цитата
какой-то из вариантов годился для атмосферы...
хм. если в активной зоне радиоактивная гадость то через сопло её полюбому вынесет.
#13
Отправлено 16 апреля 2010 - 08:08
Sleeper.713, заставил таки ты меня искать материал...
Вот...
Источник...
Вот...
Цитата
Ядерные ракетные двигатели позволяют достичь значительно более высокого (по сравнению с химическими ракетными двигателями) значения удельного импульса благодаря большой скорости истечения рабочего тела (от 8 000 м/с до 50 км/с и более). Вместе с тем, общая тяга ЯРД может быть сравнима с тягой химических ракетных двигателей, что создает предпосылки для замены в будущем химических ракетных двигателей ядерными. Основной проблемой при использовании ЯРД является радиоактивное загрязнение окружающей среды факелом выхлопа двигателя, что затрудняет использование ЯРД (кроме, возможно, газофазных — см. ниже), на ступенях ракет-носителей, работающих в пределах земной атмосферы. Впрочем, конструктивно совершеный ГФЯРД, исходя из его расчётных тяговых характеристик, может легко решить проблему создания полностью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя.
ЯРД по агрегатному состоянию ядерного топлива в них подразделяются на твёрдо, жидко- и газофазные. В твёрдофазных ЯРД делящееся вещество, как и в обычных ядерных реакторах, размещено в сборках-стержнях (ТВЭЛах) сложной формы с развитой поверхностью, что позволяет эффективно нагревать (лучистой энергией в данном случае можно пренебречь) газообразное рабочее тело (обычно — водород, реже — аммиак), одновременно являющееся теплоносителем, охлаждающим элементы конструкции и сами сборки. Температура РТ ограничена максимальной допустимой температурой элементов конструкции (не более 3 000 °К), что ограничивает скорость истечения. Удельный импульс твердофазного ЯРД, по современным оценкам, составит 8000—9000 м/с, что более, чем вдвое превышает показатели наиболее совершенных химических ракетных двигателей. Такие ядерные ракетные двигатели были созданы и успешно испытаны на стендах (программа NERVA в США, ядерный ракетный двигатель РД-0410 в СССР). Жидкофазные ЯРД являются более эффективными: ядерное топливо в их активной зоне находится в виде расплава, и, соответственно, тяговые параметры таких двигателей выше (удельный импульс может достигать величин порядка 1500 с).
В газофазных ЯРД (ГФЯРД) делящееся вещество (например, уран), также как и рабочее тело, находится в газообразном состоянии и удерживается в рабочей зоне электромагнитным полем (один из многих предложенных вариантов конструкции). Существует также конструкция ГФЯРД, в которой ядерное топливо (раскалённый урановый газ или плазма) заключено в термоустойчивую оптически прозрачную капсулу, т. н. ядерную лампу (light bulb) и таким образом полностью изолировано от омывающего «лампу» потока рабочего тела, вследствие чего нагрев последнего происходит за счет излучения «лампы». В некоторых разработках для материала ядерной лампы предлагалось использовать искусственный сапфир или подобные материалы. В случае же удержания ядерной плазмы электромагнитным полем существует небольшая утечка делящегося вещества во внешнюю среду и в конструкции предусмотрена подача ядерного топлива в активную зону для восполнения его количества.
Строго говоря, в случае газофазного ЯРД лишь часть активной зоны должна находиться в газообразном состоянии, так как периферийные части активной зоны могут, за счёт предварительного контактного подогрева водорода, выделять до 25 % нейтронной мощности и обеспечивать критическую конфигурацию активной зоны при относительно небольшом размере собственно газообразного ТВЭЛа. Использование, например, бериллиевого, также охлаждаемого, вытеснителя нейтронов, позволяет повысить концентрацию нейтронов в нейтронодефицитном газофазном ТВЭЛе, в 2-2,5 раза по сравнению с показателем для твердофазной части зоны. Без такого «трюка» размеры газофазного ЯРД стали бы неприемлемо большими, так как для достижения критичности газофазный ТВЭЛ должен иметь очень большой размер, из-за низкой плотности высокотемпературного газа.
Рабочее тело (водород) содержит частицы углерода для эффективного нагрева за счёт поглощения лучистой энергии. Термостойкость элементов конструкции в ЯРД этого типа не является сдерживающим фактором, поэтому скорость истечения рабочего тела может превышать 30 000 м/с (удельный импульс порядка 3000 м/с.) при температуре рабочего тела на выходе из сопла до 12000 К. В качестве ядерного топлива для ГФЯРД предлагается, в частности, уран-233. Существуют варианты ГФЯРД закрытой (в том числе с «ядерной лампой») и открытой схемы (с частичным смешением ядерного топлива и рабочего тела). Считается, что газофазные ЯРД могут быть использованы в качестве двигателей первой ступени, несмотря на утечку делящегося вещества. В случае же использования закрытой схемы ГФЯРД с «ядерной лампой» факел тяги двигателя может иметь относительно невысокую радиоактивность.
Первые исследования в области ЯРД были начаты еще в 1950-х гг. На настоящий момент ядерные ракетные двигатели с делящимся веществом в твердой фазе находятся на стадии экспериментальной отработки. В Советском Союзе и в США твердофазные ЯРД активно испытывались в 70-х годах XX века. Реактор «Nerva» был готов к использованию в качестве двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн V», (см. Сатурн C-5N) однако лунную программу к этому времени закрыли, а других задач для этих РН не было. В СССР к концу 1970-х гг был создан и активно проходил испытания на стендовой базе в районе Семипалатинска ядерный ракетный двигатель РД- 0410. Основу этого двигателя с тягой 3,6 т составлял ядерный реактор ИР-100 с топливными элементами из твердого раствора карбида урана и карбида циркония. Температура водорода достигала 3000 К при мощности реактора ~ 170 МВт.
Газофазные ЯРД в настоящий момент находятся на стадии теоретической отработки, однако и в СССР, и в США проводились также и экспериментальные исследования. В СССР, в частности, был разработан действующий тепловыделяющий элемент для ГФЯРД. Ожидается, что новый толчок к работам над газофазными двигателями дадут результаты эксперимента «Плазменный кристалл», проводившегося на орбитальных космических станциях «МИР» и МКС.
На конец 1-го десятиления XXI в. нет ни одного случая практического применения ядерных ракетных двигателей, несмотря на то, что основные технические проблемы создания такого двигателя были решены ещё полвека тому назад. Основным препятствием на пути практического применения ЯРД являются оправданные опасения того, что авария летательного аппарата с ЯРД может создать значительное радиационное загрязнение атмосферы и некоторого участка поверхности Земли, нанеся как прямой вред, так и осложнив геополитическую ситуацию. Вместе с тем очевидно, что дальнейшее развитие космонавтики, приняв масштабный характер, не сможет обойтись без применения схем с ЯРД, так как химические ракетные двигатели уже достигли практического предела своей эффективности и их потенциал развития весьма ограничен, а для создания скоростного, долговременно работающего и экономически оправданного межпланетного транспорта химические двигатели по ряду причин непригодны.
ЯРД по агрегатному состоянию ядерного топлива в них подразделяются на твёрдо, жидко- и газофазные. В твёрдофазных ЯРД делящееся вещество, как и в обычных ядерных реакторах, размещено в сборках-стержнях (ТВЭЛах) сложной формы с развитой поверхностью, что позволяет эффективно нагревать (лучистой энергией в данном случае можно пренебречь) газообразное рабочее тело (обычно — водород, реже — аммиак), одновременно являющееся теплоносителем, охлаждающим элементы конструкции и сами сборки. Температура РТ ограничена максимальной допустимой температурой элементов конструкции (не более 3 000 °К), что ограничивает скорость истечения. Удельный импульс твердофазного ЯРД, по современным оценкам, составит 8000—9000 м/с, что более, чем вдвое превышает показатели наиболее совершенных химических ракетных двигателей. Такие ядерные ракетные двигатели были созданы и успешно испытаны на стендах (программа NERVA в США, ядерный ракетный двигатель РД-0410 в СССР). Жидкофазные ЯРД являются более эффективными: ядерное топливо в их активной зоне находится в виде расплава, и, соответственно, тяговые параметры таких двигателей выше (удельный импульс может достигать величин порядка 1500 с).
В газофазных ЯРД (ГФЯРД) делящееся вещество (например, уран), также как и рабочее тело, находится в газообразном состоянии и удерживается в рабочей зоне электромагнитным полем (один из многих предложенных вариантов конструкции). Существует также конструкция ГФЯРД, в которой ядерное топливо (раскалённый урановый газ или плазма) заключено в термоустойчивую оптически прозрачную капсулу, т. н. ядерную лампу (light bulb) и таким образом полностью изолировано от омывающего «лампу» потока рабочего тела, вследствие чего нагрев последнего происходит за счет излучения «лампы». В некоторых разработках для материала ядерной лампы предлагалось использовать искусственный сапфир или подобные материалы. В случае же удержания ядерной плазмы электромагнитным полем существует небольшая утечка делящегося вещества во внешнюю среду и в конструкции предусмотрена подача ядерного топлива в активную зону для восполнения его количества.
Строго говоря, в случае газофазного ЯРД лишь часть активной зоны должна находиться в газообразном состоянии, так как периферийные части активной зоны могут, за счёт предварительного контактного подогрева водорода, выделять до 25 % нейтронной мощности и обеспечивать критическую конфигурацию активной зоны при относительно небольшом размере собственно газообразного ТВЭЛа. Использование, например, бериллиевого, также охлаждаемого, вытеснителя нейтронов, позволяет повысить концентрацию нейтронов в нейтронодефицитном газофазном ТВЭЛе, в 2-2,5 раза по сравнению с показателем для твердофазной части зоны. Без такого «трюка» размеры газофазного ЯРД стали бы неприемлемо большими, так как для достижения критичности газофазный ТВЭЛ должен иметь очень большой размер, из-за низкой плотности высокотемпературного газа.
Рабочее тело (водород) содержит частицы углерода для эффективного нагрева за счёт поглощения лучистой энергии. Термостойкость элементов конструкции в ЯРД этого типа не является сдерживающим фактором, поэтому скорость истечения рабочего тела может превышать 30 000 м/с (удельный импульс порядка 3000 м/с.) при температуре рабочего тела на выходе из сопла до 12000 К. В качестве ядерного топлива для ГФЯРД предлагается, в частности, уран-233. Существуют варианты ГФЯРД закрытой (в том числе с «ядерной лампой») и открытой схемы (с частичным смешением ядерного топлива и рабочего тела). Считается, что газофазные ЯРД могут быть использованы в качестве двигателей первой ступени, несмотря на утечку делящегося вещества. В случае же использования закрытой схемы ГФЯРД с «ядерной лампой» факел тяги двигателя может иметь относительно невысокую радиоактивность.
Первые исследования в области ЯРД были начаты еще в 1950-х гг. На настоящий момент ядерные ракетные двигатели с делящимся веществом в твердой фазе находятся на стадии экспериментальной отработки. В Советском Союзе и в США твердофазные ЯРД активно испытывались в 70-х годах XX века. Реактор «Nerva» был готов к использованию в качестве двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн V», (см. Сатурн C-5N) однако лунную программу к этому времени закрыли, а других задач для этих РН не было. В СССР к концу 1970-х гг был создан и активно проходил испытания на стендовой базе в районе Семипалатинска ядерный ракетный двигатель РД- 0410. Основу этого двигателя с тягой 3,6 т составлял ядерный реактор ИР-100 с топливными элементами из твердого раствора карбида урана и карбида циркония. Температура водорода достигала 3000 К при мощности реактора ~ 170 МВт.
Газофазные ЯРД в настоящий момент находятся на стадии теоретической отработки, однако и в СССР, и в США проводились также и экспериментальные исследования. В СССР, в частности, был разработан действующий тепловыделяющий элемент для ГФЯРД. Ожидается, что новый толчок к работам над газофазными двигателями дадут результаты эксперимента «Плазменный кристалл», проводившегося на орбитальных космических станциях «МИР» и МКС.
На конец 1-го десятиления XXI в. нет ни одного случая практического применения ядерных ракетных двигателей, несмотря на то, что основные технические проблемы создания такого двигателя были решены ещё полвека тому назад. Основным препятствием на пути практического применения ЯРД являются оправданные опасения того, что авария летательного аппарата с ЯРД может создать значительное радиационное загрязнение атмосферы и некоторого участка поверхности Земли, нанеся как прямой вред, так и осложнив геополитическую ситуацию. Вместе с тем очевидно, что дальнейшее развитие космонавтики, приняв масштабный характер, не сможет обойтись без применения схем с ЯРД, так как химические ракетные двигатели уже достигли практического предела своей эффективности и их потенциал развития весьма ограничен, а для создания скоростного, долговременно работающего и экономически оправданного межпланетного транспорта химические двигатели по ряду причин непригодны.
Источник...
#14
Отправлено 16 апреля 2010 - 19:38
Цитата
Считается, что газофазные ЯРД могут быть использованы в качестве двигателей первой ступени, несмотря на утечку делящегося вещества. В случае же использования закрытой схемы ГФЯРД с «ядерной лампой» факел тяги двигателя может иметь относительно невысокую радиоактивность.
Угу. Переводя на простой язык получится фраза "мы точно не знаем как ето будет работать, но, теоретически, ета хреновина выглядит замечательно". Управляемая ядерная реакция в урановой плазме?! "Нет сынок, ето фантастика!" Научная, конечно, но, фоннтастега.
А вообще, статья нисколько не противоречит тому что я писал выше.
Ну за исключением планов амеров по 3-ей ступени "сатурна".
#15
Отправлено 17 апреля 2010 - 08:18
Sleeper.713, вообще, я хотел донести мыль, что не прекратись та гонка, а просто замедлись до разумных темпов, на Луне уже была бы база, и полёт на Марс, который отложили в шестой раз, тоже уже был бы совершён...
#16
Отправлено 18 апреля 2010 - 16:55
Master Boo,
я тебе скажу по секрету что вот как раз сейчас космонавтика и развивается "разумными темпами". Вопросы политического престижа, подстёгивавшие СССР и США, щаз не стоят, а на первом плане чисто практические и научные задачи.
Цитата
что не прекратись та гонка, а просто замедлись до разумных темпов
я тебе скажу по секрету что вот как раз сейчас космонавтика и развивается "разумными темпами". Вопросы политического престижа, подстёгивавшие СССР и США, щаз не стоят, а на первом плане чисто практические и научные задачи.
#18
Отправлено 19 апреля 2010 - 04:47
Master Boo,
ога, марсоходы гребут бабло совочками, марс орбитер наблюдает сверху, кассини с гюйгенсом стригут купоны возле сатурна, deep impact наверное нашел так дохера денег в комете что вслед полетела розетта. кеплер вон ещо зырит -- тож наверно золото выглядывает. а хаябуса на астероиде чота откопал, брульянты походу...
Цитата
чисто коммерческие...
ога, марсоходы гребут бабло совочками, марс орбитер наблюдает сверху, кассини с гюйгенсом стригут купоны возле сатурна, deep impact наверное нашел так дохера денег в комете что вслед полетела розетта. кеплер вон ещо зырит -- тож наверно золото выглядывает. а хаябуса на астероиде чота откопал, брульянты походу...
#19
Отправлено 19 апреля 2010 - 07:27
Результаты этих исследований имеют коммерческое значение. Но - что естественно - не из всех получается эту выгоду извлечь. В западном мире не существует науки ради науки. Если кто-то богатенький не дал тебе денег на твои исследования, то хрена с два ты марсоход построишь. А денег просто так никто не даёт. Обычно оговаривается исключительное право на эксплуатацию результатов. Стало быть таковые должны быть, и причём должны потенциально приносить эту выгоду, и это ещё нужно доказать спонсору...